Платок с монетками треугольник

Платок с монетками треугольник

Натуральный шарф это главный аксессуар на шею для индивидуального женского и мужского образа. В.

Платки из натурального шелка, шарфы и палантины — роскошные аксессуары и привносят долю.

Женский платочек представляет собой непременный и значимый аксессуар каждой женщины и девушки.

У каждой женщины, которая желает выглядеть привлекательно и изысканно, есть в гардеробе красивые.

Мне все очень понравилось, но это мало сказано. Весь товар отличного качества, палантин вообще супер, он то что мне было надо и очень подошел к моей шубке, а качество — безупречное. Спасибо огромное! Так же и платочки мягкие качественные, заказывала для подарков, а оставлю себе, им подарю что то другое. Так же прекрасные крабики для волос. За все очень благодарю вас! Еще раз огромное спасибо, есть желание быть далее вашим клиентом, возможно не часто но хочу еще у вас делать заказ.

Платки у меня, получила. Изумительные! Приду еще.

Спасибо Вам большое! Все отлично, получила!

Здравствуйте! Получила палантины. Все замечательно! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Делаем платки для танца живота с монистами

Прежде всего, нужно определиться с размером пояса и его формой. Если платок будет из тонкой ткани, например, шифона или схожих тканей, то лучше сделать пояс прямоугольной формы, из расчета ширина – 30-60 см, а длина – обхват бедер плюс на завязывание по 30 см. (при обхвате бедер 90 см понадобится 1,5 м шифона, как раз стандартная ширина материала).

Если ткань достаточно плотная, например, бархат, то лучше сделать платок треугольной или округлой формы с тонкими завязками, при этом количество необходимой ткани рассчитывается точно таким же способом.

В начале работы желательно сразу обработать края, особенно если ткань сильно сыплется. Вариантов много: от обычной машинной обметки до ручных стежков. Лично мне нравится следующий ручной способ, который делает аккуратный и красивый внешний вид. Для этого обрабатываем край петельным швом, который я рассмотрю чуть ниже в способе навязки иглой. Только в данном случае проколы чередуем: то на расстоянии, то два раза в одном и том же месте.

Теперь определяем рисунок. Это могут быть просто прямые ряды с подвесками, а могут быть и симметричные фрагменты. В первом случае рассчитать линии разметок не составит труда, а во втором случае следует все детально продумать. И еще нужно не забыть, что если длина намеченных линий будет равна обхвату бедер, то при завязывании монетки будут встык друг к другу. Соответственно, если мы хотим оставить небольшое расстояние, то намечаем линии чуть короче. В любом случае намечаем на ткани две параллельные линии с расстоянием между ними примерно 1 см. Получится один ряд подвесок. А дальне намечаем по желанию еще один или несколько рядов. Как правило, расстояние между рядами от 6-12 см., это зависит еще и от длины подвесок.

Множество статей о восточных танцах смотрите в разделе«Статьи Divadance о танце живота», в разделе «Видео» много посмотреть и скачать танцев, а в разделе«Фотогалереи танца живота» — фотографии.

Навязку на платки можно делать тремя способами: крючком, иглой и сочетанием крючка и иголки. Какой из вариантов проще? Я думаю, что каждый сам решит это для себя, но одно точно: метод работы только иглой существенно ускоряет процесс работы, поскольку для работы с очень тонким крючком, а именно такой и нужен для аккуратного прокалывания ткани и провязывания бусинок, нужны определенные навыки. Правда, работа только иголкой ограничивает варианты плетения и дает возможность сделать только один первый ряд. Можно добавить ряды из бисерного плетения (это очень интересно, но достаточно трудоемко и требует отдельного рассмотрения ).

Итак, рассмотрим детально все вышеописанные методы.

1) Работа крючком.

Делаем одну воздушную петлю, затем прокалываем крючком ткань в два слоя, накид, вытягиваем петлю, еще накид и протягиваем нить через две петли, две воздушные петли подъема, одна воздушная петля. *Нанизываем бисеринку или бусину на крючок, захватываем нить, протягиваем ее через бусину, делаем еще раз захват нити и протягиваем ее через две петли. Снова делаем воздушную петлю без накида. Дальше делаем накид, прокалываем ткань в два слоя, еще накид, вытягиваем петлю, еще накид и протягиваем нить через две петли, накид и еще протягиваем через две петли. Дальше делаем точно также, то есть, начинаем с воздушной петли и повторяем от *

В результате получается рисунок сеточка:

Таким узором можно сделать несколько рядов. Также можно изменять ажур: более плотный рисунок получится, если вместо столбиков с накидом сделать столбики без накида . Или, наоборот, для более свободного узора можно сделать столбики с 2 накидами.

Готовую навязку дополняем подвесками, которые пришиваем обычным способом, начиная сверху, затем нанизываем бисер, монетку и выводим иглу опять вверх, пропуская ее второй раз через бусин.

2) Работа иглой и крючком

Также, как и при работе крючком, прокалываем ткань в два слоя, затем еще раз, пропускаем иглу через образовавшуюся петлю и затягиваем, в результате нить будет сверху. Теперь нанизываем бусину на иглу, снова прокалываем ткань в два слоя и опять пропускаем иглу ниткой с бусиной, в результате получаемся петельный шов. Таким способом делаем до конца ряда. А уже второй и третий навязываем крючком. Лучше всего начинать делать с узора обычной сеточки. При этом количество воздушных петель будет зависеть от расстояния межу проколами ткани, как правило 2-3 воздушные петли. И затем уже отдельно расшиваем бисером. Пришиваем монисты аналогично первому способу.

3) Работа только иголкой

Первый ряд делаем также как и при втором способе, а дальше либо делаем бисерное плетение, либо сразу делаем подвески. Подвески делаем сверху вниз, согласно рисункам.

А стоит ли занимать себя таким кропотливым трудом? Выгодно ли это?

Считайте: на средний пояс уйдет не больше полметра ткани пр стандартной ширине материала, разброс цен будет от 50 рублей (за шифон) до 300 рублей (за бархат). Самое дорогостоящее в поясе — это монисты. Средняя монетка стоит от 50 копеек до 3 рублей за штучку, а на хороший пояс нужно от 150 до 350 штук. Однако сделать эти монетки можно вперемешку с незвенящими пластиковыми кружками, которые стоят намного дешевле. Внешний вид не ухудшится, зато к звону монет мобавится мягкий шелест пластика. Количество бисера/бусин примерно рассчитывается так: если на поясе будут два ряда, длина которых, например, 90 см, а расстояние между бусинами будет 1 см, и допустим, каждая подвеска будет состоять из 5 бусин, то их понадобится 1080 штук. Подберите те, которые вас устроят по цене при таком количестве.

Стоимость самодельного пояса самодельного пояса получается немного меньше или примерно равной цене покупного турецкого или египетского. Но у него есть большие плюсы. Например, можно пришить монисты многослойными и прочными нитками мулине или «ирис», и поясу не будет износа, проверенно на собственном опыте. А ради этого, можно и постараться!

Автор статьи: Ирина Минаева, фото: Ирины Минаевой (Журнал «Ориенталь», осень 2005, рубрика — мода/сделай сам, стр.44-47)

О платке. Обряды и традиции, связанные с платком

Категория: Традиционная одежда

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 7 285, фото: 6

Содержание:

КУЛЬТУРНО-БЫТОВАЯ ТРАДИЦИЯ XIX-XX вв.

Л. С. Лаврентьева

Изучая русские материалы иллюстративного фонда отдела Европы, я обратила внимание на два снимка с изображениями девушки и женщины в необычно повязанных платках. Фотографии были сняты в однодворческом с. Долгое Даньковского у. Рязанской губ. (рис. 1, 2). (Однодворцы — это потомки служилых людей, в большинстве из замосковных уездов. Как социальный слой однодворцы занимали промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, не сливаясь ни с теми ни с другими, и этим объясняется сохранение у них своеобразных особенностей в костюме, типе жилища и пр. 1 )
___________
* Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1993. Т. 3. С. 247

На женщине, которая изображена в кругу семьи, платок повязан таким образом, что надо лбом он имеет складку острием вверх. У девушки же, напротив, складка платка выступала острием вниз. Сведения о подобной манере женского повязывания платка я нашла в работе Н. П. Гринковой «Одежда западной части Калужской губернии». Она писала, что поверх повойника женщины носят платок, который завязывают концами под подбородком, над налобником повойника край платка образует так называемую губачку или роги. Эта губачка делалась специально: сложенный треугольником платок перегибали, т. е. складывали вдвое, и крепко закатывали, при одевании образовавшийся от складки маленький желобок должен быть сверху 2 . Этот локальный обычай, описанный Н. П. Гринковой, а также то, что платок, относящийся к древнему типу головных уборов, к началу XX в. постепенно вытеснил многие другие головные уборы — нс менее древние — заставили меня обратиться к теме «платка».

Этимология слов, производных от корня «плат», по В. И. Далю, означает: Плат, платок, платочек, платишка, платчишка, плотица, платчица — четырехугольный равносторонний лоскут ткани; плат — значит пласт, плоский 3 . Такие же определения находим и в древнерусских словарях: плат — часть, кусок, полоть, лоскут, обрывок, кусок ткани 4 . На севере и востоке Европейской России в XIX—XX вв. словом плат называют полотенце, скатерть, рубаху (платно) и верхнее женское платье 5 .

Встает вопрос, с какого же времени «лоскут» ткани стал платком—головным убором? Археологические материалы и письменные источники позволили ученым реконструировать древнерусские женские и девичьи головные уборы IX— XII вв. и достаточно полно охарактеризовать русскую одежду XIII—XVII вв. Из ряда работ выделяется обобщающий труд М. Г. Рабиновича «Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв.», в котором содержатся интересующие нас сведения.

Древнерусский женский головной убор состоял из подбрусника или повойника с подзатыльником, поверх которых надевался убрус — богато вышитый головной убор в виде полотенца. Выходя на улицу, женщина надевала поверх всего головного убора платок 6 . Упоминание о сложном головном уборе и об «уличном» платке имеется и у И. Е. Забелина: в XV в. городские женщины носили головной убор, состоящий из подбрусника, подзатыльника и убруса, на который накидывалась фата или плат/покров. Плат, по его описанию, представлял собой четырехугольный кусок ткани, либо легкий — из турецкой и индийской выбойки, бязи и т. п., либо плотный — из набивной (разноцветной и одноцветной — алой, синей, но чаще всего белой или полосатой) материи 7 .

Севернорусские сведения середины XIX в. дают ту же картину: например, в Шенкурском у. Архангельской губ. женщины носили головной убор под названиями шамшура, подзатыльник, кокошник, повязка, повязывая сверху большой бумажный платок красного цвета или суконный полушалок 8 . Все это наводит на мысль, что фату, покров, плат, которые одевали женщины поверх головного убора, выходя на улицу, следует считать видами древнего платка. Многие же исследователи (Д. К. Зеленин, Г. Г. Громов и др.) считают древнерусским типом платка убрус, который со временем был заменен четырехугольным платком 9 . На наш взгляд, убрус — это всего лишь часть сложного женского головного убора в отличие от покрывала и платка, которые всегда были самостоятельными головными покрытиями.

↑ Материал, изготовление и формы платка

Первичной основой платка служит отрез домотканого полотнища, гладкого или полосатого. Из того же прямоугольного куска полотна можно было сделать и косынку, разрезав ее по диагонали и пришив треугольник к короткой стороне отрезанной ткани. Во всяком случае, сделанная таким образом косынка хранится в фондах МАЭ (кол. № 266-7/15) и принадлежит белорусам Могилевской губ. С распространением набойки появились кубовые платки, а в XIX в. — платки и шали из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, которые набивались вручную 10 . С 70-х гг. XIX в. крестьянки повсеместно в России стали употреблять покупные хлопчатобумажные нити, а немного позже платки стали делать из фабричных тканей. К концу XIX в. в основном уже носили фабричные платки из ситца, шерсти, шелка.

Покупные платки, косынки, шали владелицы нередко дополнительно украшали по углам или по всему краю — бахромой, кистями, канвой, бисером или вышивали иногда — чуть ли не всю поверхность. Вытеснение домашних тканей в деревнях тканями фабричного производства шло медленно. Во многих местах продолжали делать платки, косынки, шали из домотканины — холста, шерсти.

Однако покупные вещи были предпочтительнее и престижнее, тем более что в конце XIX—начале XX в. узорные шерстяные и ситцевые платки изготавливались на фабриках Московской, Владимирской и Петербургской губ. (Первая мануфактура в России возникла в XVIII в.) Художественное оформление ситцев и полуситцев было самым разнообразным, но с конца XIX в. доминируют пышные узоры из крупных и мелких стилизованных цветов с разнообразной и насыщенной красочной гаммой. Широкую известность получили кумачовые платки фабрик Асафа Баранова в Москве и Владимирской губ.: на ярко-красном фоне платков рассыпаны тюльпаны, гвоздики, розы 11 .

Платки разных фабрик различались материей, размерами, отделкой, расцветкой и т. п., откуда шла и вариативность их номенклатурных названий. Приведем некоторые из них: аглицкий, астаметный, бахмареный, беловышитый, вареный, шелковый, гарнитуровый, бурка, кичный, платок злизами, малече, наметками, тупеи (покрывальный), поплиновка, тальянка, уруменский, намотка, набойчатый, жаркие, золотые (коноватные), белокрайки (очень большие платки с белыми полосами по краям), коноватки (большие шелковые с золотыми клетками) 12 .

В северо-западных губерниях отдавали предпочтение косынкам, которые носили как девушки, так и женщины. Праздничные косынки были из покупных тканей — шелка и штофа. В налобной части и по углам такой косынки золотыми и серебряными нитями гладью вышивали гирлянды цветов, веточки, плоды. В этих же губерниях помимо покупных тканей праздничные косынки делали из холста, украшая их по двум углам узором и обшивая края кумачом и бахромой из шерсти. В будние дни носили платки из набивного ситца, в основном красного фона с синими, желтыми, зелеными и черными цветами. Зимой на улице носили полушалки и шали — бумажные или шерстяные 13 .

В Верхнем Поволжье (Костромская, Нижегородская и др. губ.) крестьянки и мещанки надевали по праздникам шелковые платки или косынки — головки красного, голубого, но чаще черного или коричневого цвета, расшитые золотой или серебряной нитью с орнаментом в виде листьев, веток, бутонов и цветов. В Каргопольском у. Олонецкой губ. (конец XIX в.) золотой плат шили из белой бумажной ткани и один из углов расшивали золотом и серебром (битью, канителью) довольно крупным растительным узором; по краям платка нередко вышивали имя, отчество и фамилию владелицы 14 .

Разнообразен был ассортимент платков у однодворцев Воронежской губ. До первой половины XX в. здесь продолжали носить шелковые платки традиционных цветов — ярко-красного, желтого и оранжевого; более редкими были розовый и зеленый цвета. До 30-х гг. были «в почете» так называемые «французские» платки из ситца красного цвета с яркими цветами. Но особенно любили платки из тонкой шерстяной ткани с красными цветами по черной земле — «стаметавые», или, наоборот, с черными цветами по красной земле — «прохоровские», вероятно производства Прохоровской мануфактуры. Наряду с покупными ситцевыми и шелковыми платками были широко известны гладкие красные платки, сшитые из кумача или сатина, обшитые гарусом и бисером 15 .

В Тульской губ. более всего предпочитали платки из льняного холста, два края которого покрывали красной, затканной узорной строчкой и кружевом, а два других края оставляли без украшения; чаще же весь платок по краю обшивали кружевом или плетеным шнурком 16 .

Как правило, у девушек с хорошим приданым был целый набор платков — на все случаи жизни: домотканые, покупные, шелковые, ситцевые, шерстяные, теплые шали и платки для каждого дня, особые — для церкви, праздника и т. д.

С конца XIX в. платок (косынка) настолько широко распространился, что во многих регионах России его стали использовать уже и для создания головных уборов как женщины, так и девушки. Когда же женщина выходила на улицу, убор из платка покрывался другим платком. Причем здесь можно говорить о двух группах головных уборов, в которых использовались платки. В первой группе головных уборов платок особым образом завязывался, скреплялся и сохранял свою форму длительное время, во второй группе платок завязывался каждый раз снова, когда форма создавалась заново.

Повойник, сделанный из платка, в начале XX в. носили женщины в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской и Петербургской губ. Делали его следующим образом. Голову покрывали косынкой с золотым шитьем, средняя часть длинной стороны косынки прикрывала лоб, концы косынки были обернуты на затылке, а надо лбом завязаны двухконечным бантом. Для того, чтобы платок (косынка) держал форму, его скалывали булавками, сшивали, поэтому во многих местах севера России подобные головные уборы называли сколок; поверх него обязательно повязывали еще один платок17. Подобный головной убор из Мезенского у. Архангельской губ. имеется в коллекции МАЭ (кол. № 893-22). Он выполнен из штофного платка. В Донской обл. подобный головной убор из гладкого или мелкоузорного кумача назывался стягашник, его тоже покрывали верхним платком или шалью 18 . Молодые заонежанки вместо повойников по праздникам иногда надевали моду или колпачок: шелковую косынку, три угла которой завязывали на лбу и скрепляли булавками 19 .

В начале XX в. в немногих деревнях Калужской губ. молодухи первого-второго годов еще «донашивали» головной убор под названием складка. Складка делалась из шелкового платка, чаще красного цвета; в передней части подкладывали картон, чтобы платок стоял надо лбом. Концы платка, сколотые на затылке, спускались по спине. Под складку надевали разукрашенный повойник. Женщина после первого или второго года замужества уже не носила складку, а только повойник 20 .

Молодые женщины Вятской и Костромской губ. просто завязывали шелковые платки надо лбом, а концы прятали или поднимали, как рожки 21 (рис. 3). В Череповецком у. Новгородской губ. замужние женщины повязывали голову косынкой (косынька), два угла которой завязывали сзади, третий угол и два других конца убирали под узел. Косынка, повязанная таким способом, заменяла повойник. Такой головной убор сверху обязательно повязывался платком. Причем молодые женщины завязывали платок под подбородком, а пожилые и старые — сзади 22 . В Донской обл. платок, сложенный в виде повязки, назывался связка 23 .

Также широко использовали платок и девушки для создания своего головного убора — девичьей повязки. Здесь тоже можно говорить о двух группах головных уборов: в первом случае платок складывают и сшивают, во втором — складывая, просто завязывают. В Орловской и Курской губ. девушки носили повязку из фабричного платка в большинстве случаев розового цвета с зеленым. Платок складывали в форме повязки и сшивали раз и навсегда, а концы срезали и пришивали наискось 24 . В Вологодской губ. девушки шелковую косынку завязывали полголовкой — концами наперед, на полголовку накалывали цветы, а сзади приделывали небольшой бант из шелковых лент 25 . Девушки, отправляясь в церковь, на праздник, а также при выполнении длительных работ на улице, на дальних переездах покрывали голову еще и платком. Часто даже в зимнее время девушки ходили по деревне в платке, которым закрывали только лоб и уши, оставляя открытой макушку 26 .

В XX в. эти сложные или не очень сложные конструкции головных уборов из платков как у женщин, так и у девушек были постепенно вытеснены просто платками, завязывающимися на узел спереди или сзади.

↑ Способы ношения платков

Г. С. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в.» приводит описание разнообразных способов ношения платков. Древнейший из них — это набрасывание платка на голову внакидку, т. е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.

По Г. С. Масловой, достаточно древним является способ ношения платка на покромку, развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архангельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался по-богородицкому, на покромку, т. е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы. Далее у Г. С. Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла — спереди или сзади. Первый способ имеет две разновидности:

а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;

б) концы завязываются под подбородком.

Способов завязывания сзади три:

    концы платка, сложенного треугольником, скрещиваются под подбородком и завязываются сзади на шее;

концы, обвивая голову, завязываются сзади, сверху заднего косячка или же под ним;

  • платок, свернутый жгутом, повязывается по очелью головного убора (повойника) и завязывается концами сзади 27 (рис. 4, 5, 6).
  • Г. С. Маслова не затрагивала вопроса социовозрастных различий в ношении платков и способов их повязывания. Дополним ее описание в этом ракурсе. Так, можно утверждать, что различными были способы повязывания платков в девичьей и в женской группах. В первой группе различались будничные и праздничные повязывания девочкой и совершеннолетней девушкой; особым было ношение платка невестой — от накидки (во время плача — причитаний) до скрепления под подбородком. Различались повязывания платков у молодухи, пожилой женщины и старухи в будни, воскресенья, праздники и т. п. Кроме того, учитывались и погодные условия.

    Во Владимирской губ. девушки в будни ходили с открытой головой или по-вязывали платок, сложенный в виде повязки, под косу, оставляя затылок открытым. В праздники они надевали поднизь из жемчуга, а сверху платок, который завязывали под подбородком 28 . В Вологодской губ. девушки в будни также ходили по улице без платков, а женщины — обязательно в платках, бумажных или из холста в мелкий узор 29 . В Казанской губ. девушки-«невесты» ходили с открытой головой и платком на шее, а женщины — в платках 30 . (В Заонежье парень, который стал женихом, также начинал носить на шее косынку красного или белого цвета 31 .)

    Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка — «Гуляй, покуда голова (т. е. темя. — Л. Л.) не покрыта!» 32 У девушки-«невесты» платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин. Фотографии, с описания которых мы начали статью, как раз и фиксируют этот случай: рязанская женщина, которая уже не носит традиционного головного убора, продолжает имитировать этот убор желобком-рогами вверх из платка. Что же касается платка «желобком вниз» на голове девушки, то это требует особого расследования.

    ↑ Обрядовые функции платка: игра и свадьба

    В традиционной культуре социальный статус любого человека «прочитывался» в том, как он был одет, а у женщины акцент делался на головной убор. Платок, который повязывался поверх головного убора при выходе на улицу, видимо, нес свою символическую нагрузку. Поскольку известно, что функцию закрывания волос (см. «не светить волосами») 33 исполнял головной убор, то встает вопрос: какую функцию нес платок? Еще раз напомним, платок носили девочки одновременно с сарафаном, юбкой и сережками в возрасте 7—11 лет. Совершеннолетние девушки чаще повязывали платок на шею или накидывали на плечи в знак того, что они еще «не покрыты», но готовятся к этому.

    Для общины, рода особенно важным было создание благополучной семьи. Только такая семья — без раздоров, болезней может дать полноценное потомство. Через свадьбу, свадебный обряд происходило создание новой и благополучной семьи. Во время свадьбы — перехода из одной социальной группы в другую, жених и невеста претерпевают символическую смерть и новое рождение. Они как бы находятся на грани двух миров — жизни и смерти. Все ступени этого перехода необходимо провести так, чтобы оградить новобрачных, укрыть и защитить их. Для этой цели во время свадьбы прибегают к разным магическим действиям с приглашением колдуна, знахаря, с использованием иголок, булавок, кусков сети, семян льна, денег и т. п. Особое же место здесь отводилось платку, которым покрывали, завешивали, отделяли, особенно невесту и жениха, а часто и других участников обряда, а также покрывали угощения, подаваемые для молодых на стол, дары и многое другое.

    А. Афанасьев пишет: «В нашем языке понятия ’’прятаться» и ’’одеваться» обозначаются одинаковыми словами: наряд, обряда-платье, женские уборы, обряжаться — переодеваться, маскироваться и укрываться, прятаться» 34 . В словаре древнерусского языка слово «покров» объясняется как защита, защитник. Само слово «покров» означает спрятаться под кров, укрыться 35 .

    Таким образом, платок необходим, чтобы под ним укрыться, спрятаться. В то же время надо помнить, что платок — это кусок какой-либо ткани, изначально — полотна. Достаточно распространенное название полотна платно имеет общий корень со словом плат, платок. Вот почему так легко можно было заменить платок куском полотна. В одной из частушек, записанной в Казанской обл., поется: «Мажет милый полотном» 36 . Часто на свадьбе, наряду с отрезами ткани на штаны, рубашки, дарили ткань и на платок. Верования же, связанные с полотном, сосредоточены на представлениях о взаимосвязи жизни и смерти, прошлого и настоящего. Полотно как бы связывает мир мертвых и мир живых. Оно воплощает предков, которые помогают живым и дают все, что они просят — плодовитость женщинам, счастье людям 37 .

    Во время свадьбы невеста и жених достигают пика жизни, дальше жизнь пойдет на убыль, спад. Именно в период свадьбы они оказываются между небом и землей, жизнью и смертью. Во время же венчания — на небе. Ведь недаром говорят: «Браки заключаются на небесах». Вспомним, что на голову осужденного на смерть набрасывают покрывало. Идея защиты, покровительства, покрова заставила нас обратиться и к православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается Русской Церковью 1 (14) октября в память явления Богоматери Андрею Юродивому и его ученику во Влахернском храме в Константинополе, где хранилась риза Богородицы. Богоматерь после молитвы сняла с себя мафорий (длинное покрывало, закрывающее голову и плечи и спускающееся вниз) и простерла его над молящимся народом. В тропарях в честь иконы Божией Матери на Покров поется: «. умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти душы наша».

    Во многих местах России с этого праздника начинались свадебные осенние недели. Первый снег, выпавший в этот день, был счастливым предзнаменованием для обрученных. Праздник Покрова считался девичьим праздником. В этот день все девушки-«невесты» обязательно посещали церковь и ставили свечку перед образом Покрова Богородицы (если он был) и читали особые молитвы: «Мать-Покров, покрой мать-сыру землю и меня молоду». В этот день обращались и к Параскеве-Пятнице, выполнявшей сходные с богородичными функции: «Матушка — Пятница-Параскева, покрой меня поскорее» 38 .

    С Покрова во многих губерниях России начинались и молодежные посиделки, где атрибутом многих, едва ли не всех, игр с выбором пар молодежи стал платок. Во время игры парень и девушка по очереди использовали платок как знак выбора напарницы или напарника. В Новгородской обл. посиделки, как правило, и начинались «выборной игрой». Под песню «Как по первой по пороше. / Ходил молодец хороший» молодец выходил на середину и начинал прохаживаться около девиц:

    Он кидает, он бросает
    Шелковой-то он платочек
    (разрядка моя. — Л. Л.)
    Девке на колени.

    Девушка, которой парень кинул платок, выходила на середину и ходила с ним под песню, которая заканчивалась поцелуем, парень садился на место, а девушка, в свою очередь, бросала платок на колени другому парню:

    Шелковый платочек
    Парню на колени.
    39

    Для игр использовали носовой платок, ширинку, головной платок или свернутый из полотенца жгут; в игре Ящер парень-«ящер» набрасывал платок на девушку 40 .

    Во многих районах России в дни Покрова и Параскевы-Пятницы устраивались смотрины невест. На Севере на смотрины девушки-«невесты» приходили в лучших нарядах, а в руках они держали вышитый платок — ширинку. Весной или летом в таких же богатых нарядах девушки водили хороводы, круги, а в руках держали платки или на руках висели небольшие шали, вышитые полотенца 41 .

    Интересно, что название ширинка сохранилось в основном за праздничным носовым платком или подарочным. Когда женщины или девушки собирались в церковь, в гости или на какой-то другой праздник, они в руках всегда носили ширинку, в некоторых местах его так и называли — ручной платок 42 . Ширинки кроили из тонких хлопчатобумажных тканей или из тонкого полотна. Особая ценность ширинки заключалась в вышивке, куда женщины и девушки старались вложить не только свое мастерство, но и душу и мысли. Ширинка как бы была предметом домашнего рукоделия и образцом рукоделия, таланта женщины или девицы. Несомненно, такой платок занял заметное место в наряде девушки-«невесты» во время смотрин, на праздниках, в хороводах, на свадьбах и т. п., где он был наглядным доказательством рукодельных способностей девушки-«невесты» 43 (см. статью Т. А. Бернштам в наст, сборнике).

    Функции платка/покрывала изменялись в течение свадебного ритуала. Так, в Калужской губ. последнюю неделю перед свадьбой невеста кручинится, т. е. ходит и плачет в кручинном наряде, в кручинном беленьком платке. На венчание поверх рубахи ей спереди вешали платок, продев концы в проймы рубахи; на голову надевали золотой венец или платок, свернутый на грамотке, перед самым выходом к венцу на нее накидывали дынку — платок из легкой ткани, шелковой, часто с цветами, или из кисеи, тюля. После венчания окрученную в женский головной убор невесту снова покрывали дынкой 44 . В Тамбовской губ. перед венчанием на невесту накидывали розовый шелковый платок с бахромой 45 . В Архангельской губ. перед венцом, после благословения, жених невесте набрасывал на голову платок — гумульку так, чтобы он закрывал ей лицо. Женщины пели: «Пала гумулька на буйную голову. » В гумульке невеста стояла под венцом 46 . В Тотемском у. Вологодской губ. перед венцом на невесту накидывали шаль, и кисти шали висели над лицом 47 .

    В Ярославской губ. невесту в церковь также везли под платком 48 .

    Итак, в течение свадьбы платок-покров укрывал невесту в самые ответственные переходные моменты. Покрывали невесту перед венчанием, снимали и снова накидывали покров после обряда окручивания (надевания женского головного убора), который происходил в церкви, в доме невесты или жениха. Совсем раскрывали молодую уже за свадебным столом в присутствии всех родственников. Это был очень важный момент свадьбы — «рождение» человека в новом статусе и качестве, признание и принятие его всеми родственниками. Снимал покрывало с невесты кто-нибудь со стороны жениха — дружка, свекровь, свекор, одна из родственниц или сам жених. Обряд происходил в переднем/красном углу за столом, куда садились молодые. Снимали покрывало не рукой, а с помощью различных предметов: кнута, пирога/хлеба, ухвата, палки, сковородника и т. п. Причем дружка это делал непременно кнутом или палкой, свекровь или свекор использовали домашнюю утварь или хлеб. Этот обряд был очень выразителен. Например, в Вятской губ. платок с новобрачной снимала родственница жениха, при этом она три раза крутила платком вокруг голов жениха и невесты, а потом клала его в шапку жениха и ставила в передний угол, под иконы. Этот обряд назывался «снять покров» 49 .

    В день свадьбы покрывали не только невесту, но и жениха, а также всех, кто ехал в свадебном поезде. В Донской обл. плечи жениха покрывали одним или двумя большими платками, его родственников и товарищей также обвязывали платками 50 . В Витебской губ. жених и его свита покрывали свои плечи красными платками, в форме косынок, завязанных на груди 51 .

    Все перечисленные примеры указывают на то, что платок (платки) невесте и жениху, а также всем другим участникам свадьбы служил покровом, который их объединял, оберегал и защищал. Особенно это важно было в дороге, когда участники свадьбы покидали дом, отправляясь в церковь. Здесь тщательно закрывали невесту, ее просто обвешивали платками, укрепляя платок спереди на груди, обворачивая шею и т. п. Сверху одного покрывала могли набросить еще одно — побольше. В руках невесты также были платки — один или два. Руками в платках она прикрывала и рот.

    Все выводы невесты к столу, к жениху во время свадьбы обязательно происходили с помощью платка. В Шенкурском у. Архангельской губ. перед венчанием брат выводил сестру-невесту на середину избы за платок, а руку с платком держал как можно выше. Жених в шерстяной рукавице должен был вырвать этот платок, дав его невесте, сам повести ее за стол, предварительно обведя вокруг себя три раза 52 . В Минской губ. сват давал невесте в руку конец платка и обводил ее вокруг стола троекратно, далее выводил невесту во двор к повозке, за невестой шли жених и все присутствующие 53 . В Архангельской губ., когда жених и невеста летом шли пешком в церковь, то они держались за концы платка 54

    В этих обрядах платок, с одной стороны, соединял жениха и невесту, чтобы никто не прошел между ними, а с другой — защищал, оберегал их в дороге, по которой они шли. На царских свадьбах путь жениха и невесты от стола к дверям в буквальном смысле устилали кусками материи. Устилали камками дорогу от дома до церкви и при этом наблюдали, чтобы никто не проходил между женихом и невестой. Путь от церковных дверей до налоя также устилался кусками материй, лежало полотно и на полу перед налоем 55 .

    Как мы видим, в позднем крестьянском свадебном обряде основную символическую нагрузку взял на себя платок: это был символ «покрытия» (сокрытия) всего, что имело отношение к молодым. Особенно это правило соблюдалось, когда молодым подавали еду или одежду. Во Владимирской губ. свахам, которые должны были надеть на молодую женский головной убор, он подавался покрытым платком и перед окручиванием священник снимал платок и благословлял убор 56 . Еда, предназначенная молодым, обязательно покрывалась платком, более того, если молодые ели за общим столом в присутствии гостей, то их закрывали платком от всех. Известно, что дом, как и все в доме, должно быть покрыто (закрыто) всегда — крышками или скрещенными лучинками. Это распространялось на всю утварь (горшки, ведра, квашня), а закрытые сундуки еще раз накрывались покровом 57 .

    Платки нашли широкое применение в качестве упаковки для переноски еды, всевозможных угощений, особенно на свадьбе, когда приходилось переносить и перевозить из дома в дом значительное количество угощений, даров, приданого и пр. В этих же целях использовали платок и в обычные дни, когда надо было отнести еду или перенести из дома в дом одежду, пряжу. Как правило, дар, подарок невесте или от невесты был покрыт платком или завернут в платок. Такая «упаковка» была необходима, в первую очередь, чтобы защитить вещь от порчи, от сглаза, а также, чтобы не испачкать вещь, так как сверху дара обязательно клали кусок хлеба или пирога.

    Платки непременно входили в дары невесты или жениха, которыми начинали обмениваться чуть ли не сразу после сватовства. Причем головные платки и ширинки составляли самостоятельный дар или входили в его состав наряду с другими вещами. Например, в Пензенском у. во время девишника жениху от невесты привозят шерстяные перчатки и ситцевый платок 58 . Платки или заготовки для платков входили в обязательные подарки невесте, другим членам семьи жениха (золовкам, деверьям) и участникам свадьбы, например дружкам. Так, среди подарков родне жениха были обычно материи на сарафан, рубашки, повойники, платки и косынки 59 . В Вологодской губ. отцу жениха дарили ткань на штаны, на рубашку, матери — ситцу на рубашку, бумажную шаль, братьям жениха — ситцу на рубашки, сестрам — по отрезу кумача, крестным родителям — ткань на штаны и платок 60 . Невеста одаривала не только родню жениха, но и свою. Это были полотенца, куски холста. Часто платок или платки входи-ли в состав даров невесте от жениха. Платками жених одаривал и других участников свадьбы.

    Проследив символику платка, начиная от обыденной ситуации и кончая таким обрядом, как свадьба, можно сделать следующее заключение. Платок выполнял роль некой границы между жизнью и смертью, преграды нежелательному воздействию извне, из другого мира. Особенно ярко это прочитывается в сказках с мотивом «бегство от врага». Герой — один или с невестой спасается бегством, бросая позади себя различные предметы, среди которых бывает и платок (полотенце), превращающийся в водную или огненную преграду — реку, в мифологии разделяющую царство живых и царство мертвых. Причем героине платком достаточно было взмахнуть: «Она взмахнула ширинкой, и сделалась огненная река» 61 .

    Итак, в символическом аспекте платок — это покров, под которым можно укрыться и защититься от любого врага. Свадебный платок, говоря образно, остается на голове женщины до конца ее жизни, и только в зависимости от возраста менялись способы повязывания и расцветка платков. Женщина, реализовавшая пик жизненной энергии, т. е. ставшая матерью, считалась как бы находящейся под покровом Божией Матери, что, в свою очередь, освящало покровительство рода, семьи, мужа.

    1. Токарев С. Л. Этнография народов СССР. Изд-во МГУ, 1958. С. 31.

    Гринков а Н. П. Одежда западной части Калужской губернии. Л., Гос. Русский музей, 1927. С. 29 (далее: Гринкова, 1927).

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979 (далее: Дай). Т. 3. С. 305-306.

    Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 2. Ч. 2 (далее: Срезневский). С. 955; Словарь русского языка XI—XVII вв. (далее: СлРЯ). Т. 15. М., 1975. С. 78.

    Словарь русских народных говоров (далее: СРНГ). Вып. 27. С. 99.

    Рабинович М. Г. Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв. //Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 42—111.

    Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI—XVII ст. М.. 1869. С. 617.

    Зеленин Д. К. Описание рукописного архива Императорского Русского географического общества (далее: ОРУАИРГО). Пг., 1914. Вып. 1. С. 27.

    Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991 (далее: Зеленин, 1991). С. 254; Громов Г. Г. Одежда // Очерки русской культуры XV в. Ч. I. М., 1977. С. 216.

    Корсун Э. А. Набивные ткани // Добрых рук мастерство. Произведения народного искусства в собрзнии Государственного Русского музея. Л., 1976. С. 121.

    Там же. С. 121-122.

    СРНГ. Вып. 7. С. 231; Вып. 20. С. 36; Вып. 27. С. 97-99.

    Крестьянская одежда населения Европейской России. М., 1971. С. 63.

    Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник, М., 1956 (далее: Маслова, 1956). С. 663.

    Крестьянская одежда .. С. 106—113.

    Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб.. 1993. С. 112.

    Гринкова. 1927. С. 29-30.

    ОРУАИРГО Т. 2, 19. С. 408.

    АРЭМ. ф. 7. on. I. № 846. л. 10.

    ОРУАИРГО. Т. 2. 19 С. 467.

    Светский Ц ЖС. 1910. Кн. 73. Вып. 1. С. 4-17.

    ОРУАИРГО. Т. 1, 19. С. 208.

    Маслова. 1956. С. 664.

    Там же. С. 663-666.

    ОРУАИРГО. Т. 1. С. 161-168.

    Там же. Вып. 2. С. 531.

    Логинов К К Указ. соч. С. 113.

    Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1. М., 1994. С. 543.

    Срезневский. С. 955.

    16 СРНГ Вып. 29. С. 123.

    О полотне см.: Шангина И. И. Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX— XX вв.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1975. С. 3—17.

    Лобанов М. А. Посиделки в Новгородской области. Песни и игры. Новгород, 1988. С. 3.

    Бернштам Т. А. Следы архаичных ритуалов и культов в русских молодежных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) Ц Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 17—20.

    Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в. Поло-возрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 246.

    Забелин И. Домашний быт. М., 1869. С. 636.

    Подробнее о ширинках см.: Шангина И. И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии народов СССР и Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX—начала XX в. М., 1984 (далее: Маслова. 1984). С. 191-195.

    Шереметьева М. Е. Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда. Калуга, 1928. С. 14, 32—36.

    Гаген-Торн Н. И. Свадьба в Салтыковской вол. Моршанского у. Тамбовской губ. // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С. 184

    Маслова. 1984. С. 663.

    Село Давшино Ярославской губ. Пошехонского у. (св. А. Архангельского) // ЭС. Выл. 2. 1854. С. 21-24.

    ОРУАИРГО. Вып. 1.C.41L

    Там же. Вып. 2. С. 468.

    Там же. Вып. 1. С. 62, 136.

    Там же. Вып. 1. С. 39.

    Там же. Вып. 2. С. 690-691.

    Там же. Вып. 1. С. 39.

    Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М.. 1880. С. 552.

    Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 667.

    Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 177—178.

    Астров Н. Крестьянская свадьба в с. Загоскине Пензенского уезда//ЖС. 1905. Вып. 1-4. С. 415.

    Шмаков И. И. Свадебные обычаи и причитания населения Терского берега Белого моря // ЭО. 1903. № 4. С. 67.

    Неуступов А. Д. Крестьянская свадьба в Васьяновской волости // ЭО. Кн 56. С. 54

  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. С. 346—348.

  • источники:

    http://www.divadance.ru/reports/allfdance_kost_1belly_platki.htm

    http://www.perunica.ru/tradicii/10134-o-platke-obrjady-i-tradicii-svjazannye-s-platkom.html