Питер красный треугольник это

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Надо знать: История завода «Красный треугольник» — от невиданной прибыли до разрухи и запустения

Рассказываем историю одной из самых популярных заброшек города — ведь не всегда здание было похоже на локацию из фильма про постапокалипсис. Когда-то завод выплачивал пайщикам немыслимые дивиденды, обеспечивал галошами всю Россию и был гордостью отечественной промышленности. Как предприятие создал американский коммерсант, почему на руководящие должности принимали только немцев, почему треугольник на продукции — это хитрый маркетинговый трюк? Ответы на эти вопросы найдёте в нашем материале.

История «Красного треугольника» начинается в 1860 году — именно тогда американский коммерсант Фердинанд Краузкопф основал в Петербурге «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и построил на набережной Обводного канала завод по производству резиновых изделий. В то время русская промышленность бурно развивалась, и ей требовалось много подобных товаров: в дефиците были насосные рукава, трубы, шкивные ремни.

Краузкопф нашёл компаньонов среди российских купцов, а технологический процесс полностью скопировал с западных образцов. Из-за границы для завода привезли самое современное и технологичное оборудование, а также мастеров из Германии, Англии и США — они должны были обучать российских рабочих. Интересно, что вплоть до революции на руководящие посты завода назначали только лиц немецкого происхождения.

Технологию производства всех изделий на предприятии хранили в строжайшем секрете. Все техники и инженеры подписывали «клятву верности», обещая, что не будут рассказывать о производстве никому, кроме членов правления. Рабочих и вовсе не посвящали в детали.

После открытия дело сразу пошло в гору, поскольку резиновая фабрика Краузкопфа фактически была монополистом: иностранные конкуренты не входили на российский рынок из-за низких пошлин на ввоз каучука и высоких пошлин — на ввоз иностранной продукции, а похожих отечественных предприятий не появлялось в течение 30 лет.

Уже спустя год после открытия резиновый завод выпускал около 1000 пар галош в день — тогда это была основная продукция резиновой промышленности, «чехлами для обуви» пользовалось практически всё городское население. Благодаря большому спросу на продукцию прибыли были огромными, а товарищество даже не публиковало своего годового баланса, чтобы не привлечь в свою нишу других предпринимателей.

«Треугольником» фабрика называлась из-за фабричного клейма — на всей продукции красовалась именно эта фигура, год учреждения товарищества — 1860, название товарищества — «Т. Р. А. Р. М.» и место производства — «С.Петербургъ». Такое позиционирование владельцы завода выбрали, руководствуясь главными правилами западного маркетинга: на буквы неграмотный покупатель мог не обратить внимания, а большой треугольник точно бросился бы ему в глаза. Высокие стандарты соблюдались не только в рекламе: компания за свою продукцию получила множество премий и золотых медалей и была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Известно, что в 1900 году «Треугольник» выплачивал своим пайщикам до 40% дивидендов. Это беспрецедентная цифра — к примеру, обладатели путиловских акций в те времена получали всего 7–8% дохода. Всего за первые 50 лет существования фабрика выпустила 282 миллиона пар галош.

Разумеется, начало Первой мировой войны дало возможности для дальнейшего процветания — монополист поставлял армии резину для автотранспорта и авиации. Однако радовались капиталисты недолго: в 1918 году большевики национализировали предприятие, а в 1922-м году заводу дали имя «Красный треугольник» в честь пятой годовщины Октября.

В 20-е годы у ворот предприятия выстраивались огромные очереди — нуждающиеся и голодающие люди со всего Союза пытались попасть на завод в надежде устроиться на работу. В то же время на предприятии модернизировали производство — после командировок специалистов за рубеж и освоения заграничного опыта галоши стали клеить коллективно, так называемыми восьмёрками. Эта технология дала невиданную до сих пор производительность труда — выработка обуви увеличилась вдвое.

В начале ВОВ те части предприятия, которые выпускали продукцию для армии, были эвакуированы из Ленинграда. Однако уже к концу 1941 года законсервировать пришлось вме производства: для работы не хватало электроэнегрии и топлива. За время блокады были разрушены 22 корпуса предприятия, а остальные частично повреждены.

В 1980-е годы предприятие столкнулось с падением спроса на резиновую обувь. Галоши вышли из употребления, а для производства более модных изделий заводу не хватало необходимых материалов.

В начале 1990-х «Красный треугольник», как и другие предприятия страны, столкнулся с приватизацией, борьбой за активы и отчуждением собственности. Разумеется, это привело и без того слабое предприятие к неминуемому банкротству.

В данный момент территория завода находится в плачевном состоянии: помещения заброшены, окна выбиты, а во дворах грязь и разруха. Несмотря на то что территория завода — это частная собственность, сюда легко попасть без согласования с кем-либо. Здесь часто проводят организованные незаконные экскурсии.

При этом производство на территории предприятия всё же частично сохраняется — к примеру, здесь работает один из ведущих российских производителей конвейерных лент «ГСК Красный Треугольник», а также единственный в России завод, изготавливающий шины для велосипедов, мотоциклов и сельхозшины, родоначальником которого было производство, организованное в 1860 году. Также некоторые помещения завода сдаются под офисы и звукозаписывающие студии.

Собственник предприятия, «Фонд имущества Санкт-Петербурга», в начале 2019 года сообщил о планах создать на территории «Красного треугольника» арт-парк и галерею современного искусства. Идея проекта принадлежала художнику Михаилу Шемякину. Предполагалось, что новое креативное пространство размером в 10-15 тысяч квадратных метров станет центром притяжения для молодых художников и артистов. Пока что работ в этом направлении не видно, в отличие от мародёров на территории «Красного треугольника», о которых городские СМИ сообщают регулярно.

«Красный треугольник» в Петербурге — история

История знаменитого «Красного Треугольника» на Обводном канале в Санкт-Петербурге любопытна и познавательна.

В справочнике «Деловой мир» М.Н. Барышникова указано, что «Треугольник», Российско-американское резиновой мануфактуры товарищество, основан в 1861 в Петербурге для содержания фабрики резиновых и гуттаперчевых изделий.

Здание построено в кирпичном стиле, годы постройки: 1872-1874, 1885-1900 гг. .

Склады галош «Красного треугольника»

Производственные здания и школа Российско-Американской резиновой мануфактуры «Треугольник» — Завод «Красный треугольник » находилось по адресу набережная Обводного канала, 134-138.

В 1859 г. Фердинанд Краузкопф приехал в Петербург. До этого он был представителем американской торговой галошной фирмы в Гамбурге.

Было основано «Товарищество российско-американской мануфактуры».

План фабричных зданий «Красного треугольника» 1860 и 1885 гг.

Летом 1859 года товарищество арендовало земельный участок на Обводном канале, а через год там начала работать первая резиновая фабрика в России.

Фабрика была оснащена машинами, привезенными из-за границы: каландрами, вальцами, печами для вулканизации изделий. Работали мастера из Германии. Клейщицам галош из Англии предстояло обучить русских рабочих и работниц.

В августе 1860 года первые изделия фабрики поступили в продажу. В 1861 году, через девять месяцев после запуска производства, Товарищество Российско-Американской мануфактуры получило свою первую награду за качество — серебряную медаль Мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге.

Секрет создания резины тщательно охранялся компанией. Каждый поступавший на работу техник или инженер давал подписку: никого кроме правления товарищества и лиц, указанных правлением, не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать никому способа приготовления какого-либо резинового или асбестового изделия.

От рабочих все технические секреты также скрывались. Мастера, когда занимались составлением смеси, засыпаемой в каучуковую массу, требовали оставлять их в одиночестве.

С 1908 г. «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» закрепило за собой название «Треугольник», соответствующее торговому знаку.

1896 год.

В одной из бумаг направленной в министерство финансов, правление объясняло: «В знаке фирмы треугольник – главное, бросающееся и неграмотному покупателю в глаза». Кроме геометрического знака торговая марка предприятия имела и буквы ТРАРМ.

По совпадению, участок занимаемый заводом, имеет форму почти правильного треугольника.

В 1911 году, к 50-летию «Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры» был выпущен юбилейный альбом. Там сообщалось, что общая площадь всех фабричных построек «Треугольника» составляет 50195 саженей (1 сажень = 2, 1 м).

Фасад здания школы фабрики Треугольник, 1911 год

В 1918 году завод был остановлен.

В «Правде» от 8 декабря 1918 года появилось сообщение «После девяти месяцев бездействия открылся вновь бывший завод «Треугольник». Завод получил название Государственный завод резиновой промышленности № 1.

Руководилось предприятие заводоуправлением.

Были пущены роговые (эбонитовые) мастерские, трубная, мастерская «ремни», с августа 1919 года стали ремонтировать автомобильные камеры и покрышки. В конце 1920 года заводоуправление было заменено на единоначалие.

Первым директором стал М. П. Шевченко, возглавлявший завод до 1924 года.

Рекламный плакат. Хромолитография, 1892 год

Борис Васильевич Бызов (1880-1934) был первым русским специалистом-резинщиком. Он получил образование в Петербургском университете, стажировался в Германии в Фрайбургском университете, увлекался синтезом органических препаратов.

1918-1919 годах Бызов входил в состав заводоуправления. В 1921 году он организовал школу рабочего-резинщика и постоянные курсы повышения квалификации мастеров.

С января 1920 года Государственный завод резиновой промышленности № 1 «Треугольник» стал именоваться заводом Резиновой обуви и галош «Красный треугольник» Народного Комиссариата химической промышленности.

С мая 1923 года начались исследования по синтезу каучука. В объявленном в последствии конкурсе победил способ получения синтетического каучука, разработанный С. В. Лебедевым на основе использования спирта как исходного сырья.

Б. В. Бызов на маленькой заводской установке получил синтетический каучук на основе нефти и нефтепродуктов. Были изготовлены образцы резинотехнических изделии, в том числе и автомобильные покрышки. Испытания дали хорошие результаты.

Впоследствии такой способ получения синтетического каучука также использовался в промышленности.

Корпуса фабрики Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник». 1900-1917 гг.

В 1923 году на заводе «Красный треугольник» было организовано бюро НОТ (научной организации труда). К осени 1927 года относятся первые опыты с конвейером на галошном производстве. К 1929 году конвейеры были установлены во многих цехах.

Отдел «Пневматика» специализировался на выпуске шин и, по сути, представлял собой самостоятельный завод с законченным технологическим циклом.

С 1928 года выпускается многотиражная газета «Красный треугольник».

Динамо-машина на «Красном треугольнике»

1 октября 1930 года «Красный треугольник» реорганизовался в комбинат. В его состав вошли шесть заводов: два галошных, которые просуществовали недолго и вскоре были объединены в один, шинный, «Промтехника» (будущий завод РТИ), ремонтно-механический, регенератный и энергоуправление. Асбестовый завод был выделен из системы «Красного треугольника».

В годы 1929-1932 гг. было переоборудовано всё паросиловое хозяйство и частично электрифицировано производство. Паровые котлы, которые питались водой из Обводного канала, были переведены на снабжение из городского водопровода.

Для получения воды низких температур, необходимой в производстве, на «Красном треугольнике» начали строить артезианские скважины с насосами и компрессорами.

Мастерская шин «Красного треугольника»

В 1927 г. была возведена электроподстанция. В 1930-1931 гг. была построена главная трансформаторная подстанция.

Цеха завода были не предназначены для размещения машин, перекрытия не были рассчитаны на большие нагрузки.

Проектировалась установка дополнительных балок, металлических ферм, менялась конструкция фундаментов, опоры сводов. Работы, как правило, проводились без остановки производства.

Должность главного архитектора завода в те годы занимал Д. К. Рахманин.

Галошный цех, 1910 год.

В начале 1930-х гг. на «Красном треугольнике» появились первые партии промышленных синтетических каучуков, вырабатываемых по методу академика С. В. Лебедева.

Реклама царских времён Реклама царских времён

До пуска в 1933 году Ярославского шинного завода «Красный треугольник» был единственным поставщиком шин для всего Советского Союза.

А после 1933 года он оставался единственным, кто изготавливал шины для автомашин иностранных марок, широко применявшихся в то время в стране.

В 1929 году двухгодичная профессионально-техническая школа, организованная профессором Б. И. Бызовым в 1921 году для подготовки мастеров-резинщиков , была реорганизована в техникум резиновой промышленности, который готовил техников-технологов.

Реклама царских времён Реклама царских времён

В июле 1939 года «Красный треугольник» был снова разделен на шесть самостоятельных заводов.

Марка «Красного треугольника» была сохранена только за заводом резиновой обуви. Такое разделение сохранялось до 1962 года.

Реклама царских времён

Научно-техническая библиотека «Красного треугольника» создавалась одновременно с открывшимся Домом техники, и стала одним из крупнейших книжных хранилищ по вопросам химии и технологии резины.

Дом культуры имени Цюрупы открылся на базе рабочего клуба «Красного треугольника», который долго за неимением собственного помещения арендовал часть здания Московско-Нарвского дома культуры (ДК им. Горького).

Во время войны часть производств были эвакуированы в Свердловск и Саратов.

На оставшемся в Ленинграде производстве выпускались аэростаты заграждения, на заводе РТИ был организован выпуск понтонов и другого инженерного оборудования.

Демонстрационный зал в Доме техники

Были изготовлены рукава повышенной прочности для огнеметов, резиновые детали, необходимые на переоборудование автомобилей на газогенераторные двигатели.

С конца 1941 года на завод перестала поступать электроэнергия.

В городе были выделены «производственные точки», где из запасов сырья завода, силами его работников продолжался выпуск продукции. Одной из таких точек стал военный корабль, стоявший у Летнего сада, – у него были уголь и котлы для вулканизации изделий.

Главной «производственной точкой» были производственные мастерские на кафедре каучука и резины Ленинградского технологического института. Эти мастерские были переданы заводу РТИ во временное пользование.

«Красный треугольник», Обводный канал, 1950-е годы

К началу восстановительных работ «Красный треугольник» представлял собой тяжелую картину: только за 1943 год на территории завода разорвалось 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб.

Были разрушены 22 корпуса, все остальные частично повреждены.

Интерьер директорского корпуса «Красного треугольника»

Расконсервация регенераторного завода началась в апреле 1944 года, и была закончена к концу года.

Завод резиновой обуви с января 1945 года почти полностью перешел на довоенный ассортимент: производство галош, гимнастических туфель, ботиков, резиновых сапог.

К концу 1947 года был изготовлен новый агрегат автоматического действия для штамповки галош. Штамповочный цех был пущен в середине ноября 1948 г.

Штампованная галоша была менее эластична, грубее и тяжелее клееной, но весь процесс сводился к одной операции – удару, а в первые послевоенные годы срочно нужна была резиновая обувь.

Нигде в мире еще не применяли штамповку резиновой обуви.

Рабочие завода с макетом галоши на Первомайской демонстации

Начались восстановление и реконструкция одного из важнейших производств — цеха по изготовлению плоских приводных ремней и транспортерных лент.

Были освоены и новые изделия, например изготовление патрубков с крупным размером для различных гидроэлектростанций и буровых рукавов для нефтяной промышленности.

В 1949 году был пущен цех литья резины под давлением. 1948-1950–й годы были годами комплексной реконструкции и модернизации шинного завода.

«Красный треугольник», 1967 год.

С ручного производства на механическое была переведена сборка покрышек для легковых автомобилей, на полуплоских станках стали собирать мотоциклетные покрышки, а с 1947 года, после двадцатилетнего перерыва, вновь было организовано производство велосипедных шин.

К 1960 году на заводе резиновой обуви была смонтирована линия для изготовления сапог и поточные линии для туфель.

Завод «Красный Треугольник», 1960-е годы

В 1960 году завод резиновой обуви, головное предприятие «Красного треугольника», был награжден орденом Ленина.

«Красный треугольник», упаковка готовой продукции. Октябрь 1947 года.

В 1969 году был открыт музей революционной, боевой и трудовой славы «Красного треугольника».

Продукция завода «Красный треугольник»

Постановлением Ленсовнархоза от 2 октября 1962 года было образовано Ленинградское объединение предприятий резиновых изделий «Красный треугольник», в состав которого вошли заводы: «Красный треугольник» (головное предприятие), шинный, резинотехнический, асбестотехнических изделий, «Металлист» (до 1965 г.), Сланцевский регенераторный (с 1964 г.), Ломоносовская фабрика «Рассвет» (с 1963г.), СКБ.

1991 год — Цех связи «Красного Треугольника» преобразован в компанию ЗАО «Телси».

29 июня 1994 года зарегистрировано АООТ «Красный треугольник».

В 1998 году конвейерное производство «Красного Треугольника» вошло в состав ОАО «Генеральная Строительная Корпорация». Предприятие получило название ООО «ГСК Красный Треугольник» (Объединение Красный Треугольник)

В мае 2001 года в отношении ОАО «Красный треугольник» было возбуждено производство по делу о банкротстве, в июле введено конкурсное управление предприятием, а в мае 2002 года решением арбитражного суда «Красный треугольник» был признан банкротом.

Далее территория бывшего завода принадлежала ЗАО «Компания «Музей».»

В августе 2018 г. началась консервация завода “Красный треугольник” на Обводном. Главный корпус бывшего производства резиновой обуви окружили бетонным забором, а ворота запечатали.

Общая площадь бывшей промзоны — 34 Га, в ней расположены здания разных эпох, немалая часть из них имеет статус объектов культурного наследия.

Ранг памятников мало выручает строения — часть завода обратилась в руины, еще часть заброшена, некоторые корпуса сдаются в аренду под самые разные нужды.

На “Треугольнике” можно было обнаружить самые разные помещения: от автомастерских и складов до репетиционных точек для музыкантов и кафе.

Кроме того на территории бывшего ТРАРМа сохранялось несколько действующих заводских площадок: комбинат бетонных изделий, а также производство конвеерных лент ООО «ГСК «Красный треугольник», непосредственного наследника исторического завода.

В ноябре 2020 г. в Петербурге на здании бывшего завода «Красный треугольник» рухнула крыша. Речь идет о четырехэтажном историческом корпусе № 8.

По словам очевидцев, обрушение произошло в том месте, где неизвестные в предыдущие годы срезали металлические конструкции, поддерживающие крышу. Тогда здание тоже оказалось под угрозой разрушения.

В настоящее время городские власти ищут пути спасения исторических зданий, что усложняется большим числом собственников.

Нетуристический Петербург. «Красный треугольник»

Вдоль Обводного канала, от Балтийского вокзала до Старо-Петергофского проспекта, расположились громадные корпуса фабрики «Красный треугольник». В свое время она именовалась просто «Треугольником» и обеспечивала резиновыми галошами не только Россию, но и почти всю Европу. Сейчас о былом величии напоминают лишь массивные здания цехов, выстроенные из красного кирпича.

«Красный треугольник»

Как добраться

Комплекс зданий «Красного треугольника» находится в нескольких минутах ходьбы от станции «Балтийская», это красная ветка метрополитена.

Немного истории

«Красный треугольник» ведёт свою историю от «Фабрики калош и других резиновых изделий в Санкт-Петербурге», основанной купцами Гейзе и Дисеном в 1859 году. Место под строительство — берег Обводного канала — было выбрано неслучайно, ведь с 1833 года из центра города выводились все экологически вредные предприятия. Производство галош в России было делом выгодным, ведь на работу принимались в основном женщины, а их труд ценился очень дешево.

Своеобразный справочник местных организаций

В 1872 году рядом открылось еще одно предприятие по производству резиновых изделий — «Макинтош», которое спустя восемь лет было поглощено «Треугольником». Основной комплекс зданий был построен в 1860–1910 годах. К их возведению приложили руку такие известные архитекторы, как P. P. Генрихсен, Р. А. Гедике, Э. Г. Юргенс.

Большая часть исторических построек, которые мы можем увидеть и сейчас, выполнена из красного кирпича. На внутренней территории здания образуют сеть улиц и даже небольших кварталов. Внутри корпусов были проложены рельсы и устроены разворотные круги для перемещения форм, используемых в резиновом производстве.

Внутренний двор

Видео: Полузаброшенные корпуса бывшего завода «Красный треугольник». Прогулка по территории

В годы советской власти фабрика была национализирована и переименована в «Красный треугольник», производство продолжало работать на благо новой страны. В XX веке на территории предприятия были построены современные на тот момент корпуса, соответствующие требованиям времени, при этом не вписывающиеся в исторический облик.

Сейчас на территорию завода может попасть любой желающий, она представляет собой целый лабиринт из полуразрушенных цехов и хозяйственных построек. Здесь удивительным образом уживаются остатки былого величия промышленного гиганта, творческая молодежь и небольшие фирмы, на вид родом из 90-х.

Здания завода давно облюбовали фанаты «заброшек»

Кстати, если перейти Обводный канал и пройти по Старо-Петергофскому проспекту, можно увидеть жилой комплекс для работников завода. Построен он был в 1927–1929 годах под руководством архитектора И. Б. Лангбарда в стиле конструктивизм. Одной из особенностей домов являются выступы лестничных клеток. Примечательно, что автор проекта позаботился о комфорте жильцов: окна жилых помещений выходят на юг и восток.

Бывший доходный дом Здание расселено в XXI веке В интернете можно найти информацию о том, что здесь до сих пор кто-то проживает

Вообще в Петербурге есть множество мест, которые непосвященные туристы посещают редко. Например, на западе города расположился малозаселенный Канонерский остров. Если хотите разбавить посещение дворцов нетривиальными достопримечательностями, вам прямиком туда.

Если кратко, в целом:

    интересная промышленная архитектура; подойдет любителям «заброшек»; расположение в 10 минутах от метро.


источники:

http://vecherka.spb.ru/?p=21344

http://4traveler.ru/jorneys/krasnyy-treugolnik