Пинк флойд треугольник с радугой

Пинк флойд треугольник с радугой

Автор: Chris Willman
Источник: Stop The Presses! (Yahoo! Music)
Перевод: Mimi

Наверняка вы слушали The Dark Side of the Moon так много раз, что помните наизусть не просто каждую строчку текста — каждый удар сердца, каждый удар часов, каждый щелчок кассовой машины. Но как много вы на самом деле знаете о шедевре прогрессивного рока, который в этом месяце отмечает сорокалетний юбилей?

В честь празднования годовщины того дня, как мы впервые услышали, возможно, самый яркий рок-альбом семидесятых, мы подобрали сорок фактов, которые необходимо знать об «Обратной стороне» — безумие порождает альбомы про безумие, а альбомы про безумие вызывают к жизни нездоровое увлечение мелкими фактами об этих альбомах. Ну что, наверное, стоит начать с культового конверта?

Членам группы понадобилось три минуты на выбор дизайна конверта. Дизайнер Сторм Торгерсон принес в студию Abbey Road, где группа всё ещё работала над альбомом, семь вариантов дизайна конверта. «Они пришли, окинули взглядом мои работы, переглянулись, покивали друг другу головами и сказали, указывая на призму: “Это!” На всё про всё было потрачено три минуты», — вспоминает Торгерсон в своих заметках к делюкс-изданию 2011 года. В интервью, датированном 2003 годом, дизайнер уточнял: «И никакие уловки не могли убедить их посмотреть другие варианты, их не заинтересовали и рассуждения о том, как именно может выглядеть призма. “Это всё, — сказали они дружно, — а теперь мы пойдём работать”. И они ушли обратно, наверх, в студию».

Один из отвергнутых вариантов дизайна обложки изображал супергероя из популярных тогда комиксов. Вообразите только, насколько иным могло бы быть наше восприятие альбома, если бы «флойды» заинтересовались другой идеей Сторма, где на обложке был нарисован. Серебряный Сёрфер!

Группе никогда не нравились их фото в буклете. «Когда Сторм показал нам варианты обложек, мы ни секунды не сомневались, — рассказывал гитарист Дэвид Гилмор журналу Rolling Stone в 2003 году. — Это было то самое. Великолепная обложка. Наверное, после того, как первое впечатление проходит, можно подумать и о том, что вообще-то идея очень коммерческая: она простая и строгая и будет отлично смотреться в витринах магазинов. А вот мутная фотография четверых парней, весело проводящих время на природе, прошла мимо нас».

Рик Райт настаивал на том, чтобы на обложке не было никакой фотографии, даже концептуальной. Студия Hipnosis прославилась постановочными фото, такими как обложка альбома Wish You Were Here, который увидит свет двумя годами позже. Но на этот раз, по словам Сторма, «Райт сказал: “Сторм, пусть это будет крутая графика, а не эти твои унылые картинки”. Я возмутился. “Рик, — сказал я, — я делаю фото, а не крутую графику”. На что Рик ответил: “А почему бы тебе не воспринять это как вызов?”»

В какой-то степени призма была навеяна выдающимися световыми шоу «флойдов». «Стеклянная призма, раскладывающая свет в спектр, — отсылка к световым эффектам, неизменной части «флойдовского» шоу, — рассказывал Сторм в интервью, приуроченном к 30-летию альбома. — Её очертания треугольны, а треугольник символизирует амбиции и навевает ассоциации с пирамидами — космическими и невероятными в равной степени, и весь этот ворох идей так или иначе связан с текстами песен. Соединение спектра обратно в единый луч с переходом на заднюю сторону конверта выглядело плавно, как перетекающие из одного в другой треки на альбоме, в то время как открывающее альбом мерное сердцебиение дублировано таким же биением одного из цветов полосы-спектра внутри конверта.

Дизайнер специально ездил в Египет, чтобы сделать ночную фотографию пирамид для вложенного постера. Пирамиды треугольны, как и призма на передней обложке, так что в этом и была идея. Но Сторм также связывал пирамиды с поднимавшейся в альбоме темой безумия как «фантастические сооружения, призванные возвысить фараонов и помочь в транспортировке земных предметов в мир иной — ну разве это не безумие?»

В течение короткого времени альбом носил другое рабочее название. Его планировали назвать Eclipse (A Piece for Assorted Lunatics).

Причиной возникновения альтернативного названия стал выход альбома Dark Side of the Moon другой группы. Группа Medicine Head опередила «флойдов», выпустив в 1972 году свой альбом под таким же названием, из-за чего Pink Floyd временно отказались от него. Но так как альбом Medicine Head не добился успеха, название было восстановлено в правах.

Money — один из немногих когда-либо выпускавшихся синглов, исполняемых в размере 7/4. Роджер Уотерс говорит о песне так, как будто Дэвид критиковал ее необычный ритм. «Иногда, — рассказывал Уотерс Rolling Stone, — я работал над песней, а Дэвид говорил что-то вроде: “Тут что-то не так. Здесь должен быть другой ритм. Тут только семь”. А я отвечал: “Так должно быть”. Впрочем, действительно, у некоторых моих песен странный размер». Однако часть песни всё-таки исполняется в более тривиальном размере. Гилмор уточнил: «Мы написали последовательность в размере 4/4 для гитарного соло, но бедному саксофонисту всё равно пришлось играть в 7/4».

«Booker T and the MGs» повлияли на Money? Хотя в основе песни лежит блюзовая последовательность аккордов, написанная Уотерсом, Гилмор говорил, что в инструментальных проигрышах есть влияние R&B. «Я очень любил Booker T, — рассказывает Дэвид. — Когда я был подростком, у меня была их пластинка Green Onions. И с моей первой группой мы тоже играли Green Onions. И я решил, что мы можем внести в наше звучание что-то подобное, и никто даже не заметит, где мы это взяли. И мне кажется, что вышло неплохо. Действительно же, странно думать о том, что милые парни из Британии, студенты-архитекторы, вдруг увлеклись фанком».

Автором открывающей альбом композиции, «Speak to Me», значится только Ник Мэйсон, но Уотерс периодически заявляет, что это был широкий жест по отношению к барабанщику. «Боже, как же сейчас меня возмущает, что она числится за ним, — говаривал Уотерс. — Он не имеет к ней особого отношения. Это было чем-то вроде подарка. Тогда никто не был против».

«Us and Them» изначально была написана тремя годами ранее для саундтрека к фильму Zabriskie Point. То, чего тогда лишился Антониони, впоследствии обрёл Dark Side. «Мы готовили её для Zabriskie Point, для сцены, где полиция подавляет бунт в кампусе Калифорнийского университета. Мы думали, что контраст размеренной красивой музыки и творящегося на экране насилия будет смотреться неплохо, — говорит Дэвид Гилмор. — Мы так и не поняли, почему же Антониони заявил: «Э-э-э-э-это не доста-а-а-аточно хорошо-о-о для э-э-э-этого ме-е-е-е-еста».

«Breathe» происходит из другой песни с таким же названием, написанной Уотерсом для саундтрека к документальному фильму The Body тремя годами ранее. Но у этих песен не осталось ничего общего, кроме названия и первой строки текста.

В самом конце Eclipse в правом канале можно услышать едва заметные звуки из «битловской» Ticket to Ride. По-видимому, песня где-то играла фоном, когда группа записывала заключительный отрывок. Насколько нам известно, великая четверка никогда не требовала за это никаких авторских отчислений.

Вокалистка-сессионщица Клэр Торри запросила — и в конечном итоге получила — авторские отчисления за вклад в композицию «The Great Gig in the Sky», а также упоминание в качестве соавтора трека, спустя более чем через 30 лет после его записи. Она добилась этого через суд, но условия соглашения так и не были обнародованы. Теперь она значится в соавторах композиции на всех изданиях, увидевших свет после 2005 года. Непосредственно после записи она получила лишь 30 фунтов за короткую сессию в студии, к тому же ей было заплачено вдвое больше, чем полагалось по действовавшему тарифу, потому что запись происходила в воскресенье вечером. Но спустя годы исполнительница осознала, что ее вокал добавил в композицию мелодичность, отсутствовавшую в оригинальном инструментале Райта. Когда Писатель Джон Харрис спросил её, почему она так долго медлила с началом судебного процесса, она ответила: «В течение многих лет люди при каждом удобном случае спрашивали меня: “Ну и что ты собираешься с этим делать?” Я изучила ситуацию и обнаружила, что это будет стоить непомерно много. Кроме того, если бы я взялась за это, пока я активно занималась карьерой, меня могли бы воспринять как скандалистку. Но когда я завершила карьеру, я снова задумалась об этом».

Что бы вы ни думали, слушая вокал Торри на записи, она белокожая. «Мы представляли себе кого-то вроде Маделин Белл (Madeleine Bell) или Дорис Трой (Doris Troy) и не поверили своим глазам, когда в студию вошла белая женщина с внешностью домохозяйки, — рассказал Гилмор журналу Mojo. — Но как только она открыла рот. Ну, это было не совсем то, что мы хотели, но у нее получился тот сногсшибательный звук, который мы все знаем и любим».

Изначально The Great Gig in the Sky исполнялась с фрагментами записи религиозных чтений вместо женского вокала. Прежде чем группа сделала студийную запись композиции, в течение некоторого времени она игралась на концертах как инструментальная. Тогда она называлась «The Mortality Sequence», и во время ее исполнения группа использовала записи чтений «Послания к Ефесянам» и фрагменты телевизионного ток-шоу с богословом Малкольмом Маггериджем (Malcolm Muggeridge) на BBC.

Наставление для Клэр Торри было: петь несколько минут, но не петь слов. Уотерс вспоминает: «Клэр пришла к нам в студию, и мы сказали ей: “В этой песне нет слов. Но она о смерти, так что спой что-нибудь такое”. Думаю, мы записали всё с первой пробы. И тогда мы все сказали: “Ух ты, это всё! Вот твои 60 фунтов”. (Тем не менее, по словам Торри, проб было всё-таки две с половиной ,а заплатили ей вдвое меньше).

Торри была уверена, что она спела плохо, и что группа не использует запись её голоса, пока не увидела альбом в магазине King’s Road. «Я вошла, надела на голову наушники, и начала в стиле: “Ooh-aah, baby, baby — yeah, yeah, yeah”. Они говорили: “Нет, нет, такого мы не хотим. Если бы нам нужно было что-то такое, мы пригласили бы Дорис Трой”. Они просили попробовать спеть более долгие ноты. Я помню, как думала: “Я совсем-совсем не знаю, что делать. Может, стоит поблагодарить их и отказаться от работы”? Но прежде чем я это сделала, я подумала, что можно вообразить, что я музыкальный инструмент». Второй дубль вышел хорошо, но она припоминает, что она прервала третью пробу, потому что “это начало звучать натянуто. И тогда я сказала, что этого достаточно. Мне казалось, что то, что я спела, напоминает концерт мартовских котов”. Она ушла из Abbey Road, думая, что из этого эксперимента ничего не вышло, и запись никогда не увидит свет, но однажды она зашла в музыкальный магазин и обнаружила себя среди участников записи на конверте пластинки.

Идея позвать Клэр Торри принадлежала звукорежиссёру Алану Парсонсу. Парсонс уверяет, что услышал, как она поёт Light My Fire — но сама Торри опровергает это и говорит, что никогда в жизни не пела этой песни The Doors. В то время, когда ее позвали на запись «флойды», она знала только одну их песню — See Emily Play. «И я не могу сказать, что она меня сильно зацепила, — говорит Клэр. — Они не были моей любимой группой. Если бы мне позвонили представители The Kinks, я бы взлетела до луны от счастья». Нет-нет, это не было игрой слов.

Алан Парсонс до сих пор признателен группе за то, что они были слишком увлечены шоу Monty Python’s Flying Circus, чтобы мешать ему реализовывать свои идеи. «Зачастую они отрывались от работы над альбомом, чтобы посмотреть Монти Пайтона, а я оставался делать черновой микс, — рассказывал Парсонс Rolling Stone. Это меня вполне устраивало, и я мог придать записи мой собственный почерк».

Уже не одно десятилетие Парсонс и «флойды» находятся в весьма прохладных отношениях. «Я думаю, они все почувствовали, что у меня получается строить собственную карьеру на волне успеха Dark Side of the Moon, и они в чём-то будут правы, — говорил Алан Парсонс, который впоследствии успешно занялся своим собственным проектом Alan Parsons Project. — Но, — продолжал он в интервью для Rolling Stone, — иногда я задумываюсь о том, что они сделали миллионы на этой записи, а столько людей, также принявших участие в её создании, так и остались бедными и неизвестными». В 2011, когда альбом издавался в виде бокс-сета, квадрофонический микс Парсонса было решено не использовать, и он не принял никакого участия в работе над изданием. «Они даже так и не соизволили прислать мне копию альбома! — Возмущается он. — И так происходит последние лет сорок, ну или, по крайней мере, почти столько. Я много раз намекал как им самим, так и лейблу, что внёс заметный вклад в альбом, но я так и не получил от них признания — ни в какой форме».

Бутлег-лонгплей с трек-листом, содержащий все композиции студийного альбома, увидел свет задолго до того, как группа закончила альбом. Группа впервые попыталась исполнить Dark Side «вживую» полностью в январе 1972 года, однако начались неполадки с магнитофоном, и группа была вынуждена прекратить исполнение после Money. Впоследствии техника вела себя послушнее, и готовящийся альбом исполнялся со сцены в течение 1972 года, даже несмотря на то, что работа над ним продолжалась ещё в январе 1973 года, за два месяца до выхода. Концертная запись всего альбома, сделанная в феврале 1972 года в Rainbow Theatre, была весьма популярным бутлегом на виниле.

Будущий известный продюсер Крис Томас (Chris Thomas) был привлечен к процессу микширования — возможно, в роли арбитра между Роджером и Дэвидом. В 1993 году в интервью Guitar World Гилмор вспоминал: «Крис Томас был приглашен микшировать альбом, но в итоге его роль на самом деле заключалась скорее в том, чтобы разрешать споры между Уотерсом и мной о том, каков должен быть финальный микс. Я видел Dark Side размашистым, сырым и немного вязким, с реверберацией и другими подобными штуками. А Роджер, напротив, хотел, чтобы альбом звучал очень сухо. Я думаю, что он тогда увлекался Plastic Ono Band, которые тоже обладали очень сухим звуком. Мы договорились было, что Крис смикширует альбом на свой вкус, со звукорежиссурой Алана Парсонса. Однако в первый же день я узнал, что на студии постоянно ошивается Роджер! Поэтому на второй день я тоже решил туда прийти. Поэтому дело кончилось тем, что мы оба постоянно стояли у Криса над душой и спорили о том, что делать с альбомом. К моей радости, Крису мои идеи приходились больше по вкусу».

Роджер уверяет, что это он выиграл войну за симпатии Криса Томаса. Когда я брал у него интервью к 20-летию альбома в 1993 году, Роджер охарактеризовал вклад Томаса в альбом как неоценимый: «Я думаю, что люди, замечая, как ладно сделан этот альбом, замечают также кое-что неуловимо-значимое, и неважно, говорим ли мы о щелканье кассового аппарата, или о вокальной партии, или гитарном соло, или шагах в туннеле. Это пространство вокруг этих звуков. Я думаю, что отчасти заслуга очень аккуратных партий ударных, отчасти работа Криса Томаса, который смикшировал запись так, что в ней чувствуется пространство».

Отец актрисы Наоми Уоттс тоже успел «засветиться» на записи – в качестве «обкуренного хохотуна». Несдержанное гоготание, появляющееся в двух композициях альбома, – голос Питера Уоттса, менеджера группы. Также его фото можно увидеть на обратной стороне конверта Ummagumma. Он умер от передозировки наркотиков в 1976 году, когда Наоми было всего 8 лет.

Один из голосов на заднем плане принадлежит участнику группы Wings Генри Маккалоху (Henry McCullough), однако самые знаменитые голоса Wings — Пол и Линда Маккартни — в окончательную запись не попали. Это Маккалох в конце Money говорит: «Я не знаю. я тогда был очень пьян», вероятно, рассказывая о ссоре со своей женой. Роджер Уотерс «интервьюировал» людей, попадавшихся ему на студии Abbey Road, чтобы вставить самые интересные кусочки их изречений в альбом. Пол Маккартни также принял участие в записи, но его высказывания так и не были использованы, потому что они получились недостаточно естественными.

The Dark Side of the Moon до сих пор является рекордсменом по количеству недель, проведенных в хит-параде Billboard Top 200. Альбом непрерывно держался в топ-200 591 неделю с 1973 года по 1988. В сумме альбом пробыл в топ-200 741 неделю, увеличив время предыдущего рекордсмена, Johnny’s Greatest Hits Джонни Мэтиса (Johnny Mathis), на несколько лет. Однако стоит отметить, что сейчас Billboard поменяли правила подсчета времени, проведенного в топ-200, и альбомы, единожды его покинув, могут вернуться лишь в хит-парад занесенных в каталог альбомов.

В США была разрешена продажа только 15 миллионов копий альбома, но наверняка на самом деле было продано гораздо больше. В 1998 году альбом был в 15 раз признан платиновым. Почему разрешение на продолжение продаж так и не было получено, остается загадкой. Тем не менее, SoundScan (система маркетинговых исследований для учёта продаж на музыкальном рынке США — прим. пер.) заявляет о том, что с 1991 года было продано 9 миллионов копий, а в 1991 году альбом уже получил свой двенадцатый платиновый диск. Таким образом, после простейшего расчета получается, что в США было продано не меньше 21 миллиона копий альбома.

Уотерс говорит, что его вынудили отдать большинство вокальных партий на Dark Side Дэвиду Гилмору. «Мне помнится, что Дэвид и Рик из кожи вон лезли, чтобы доказать мне, что я не могу спеть это как надо, и что у меня нет слуха, — рассказывал Роджер журналу Rolling Stone в 2011 году. — И эта ересь, что Рику приходилось настраивать мне бас-гитару. Только посмотрите на проделанную работу, и вы поймёте, что это не мой случай. Быть может, они пытались избежать моего доминирования, убеждая меня в моей несостоятельности как вокалиста и инструменталиста».

Pink Floyd, ведомые одновременно Дэвидом и Роджером, перестали существовать, когда Уотерс в 1985 году заявил о своем намерении оставить группу. Уотерс пришёл в ярость — и даже затеял судебный процесс — когда узнал, что группа решила продолжать работу без него. В 1987 году он сказал в интервью журналу Rolling Stone: «Ни Дэвиду, ни Рику, ни Нику не стоило даже пытаться писать тексты. Они никогда не смогут делать это так хорошо, как я. Всё, что пишет Дэвид, — стишки второго сорта. И всегда такими будут. И если он сравнит их с тем, что пишу я, думаю, он сам это почувствует».

Спустя некоторое время после разрыва Роджер и новый состав Pink Floyd решили снова исполнять «Обратную сторону» на своих концертах целиком — Уотерс отдельно, «флойды» отдельно. В 1994 году осиротевшие «флойды» взялись исполнять Dark Side в своем новом турне. Тур включал в себя и 14 концертов в Лондоне, на которые Дэвид позвал Роджера Уотерса. Напрасно. «Я думал, фанаты порадуются, — рассказывает Дэвид. — Но мы знали почти наверняка, что он не согласится. Тем не менее, наше предложение не было шуткой». В 2006 году Роджер также затеял тур в честь альбома, при этом Ник Мэйсон также сыграл на нескольких концертах. В то же самое время Дэвид, занявшийся сольной карьерой, взял Рика Райта в свой новый тур, в котором игрались некоторые песни с альбома.

В 2005 году классический состав отыграл мини-сет на благотворительном музыкальном марафоне Live 8. И на этом концерте группа сыграла три песни с альбома: Speak to Me, Breathe и Money, а также ещё две песни (Comfortably Numb, Wish You Were Here).

Ни Роджер Уотерс, ни Дэвид Гилмор не считают «Обратную сторону» своей лучшей работой. Уотерс говорил мне в 1993 году, что The Wall — куда более важная работа. Гилмор, правда, считает несколько иначе: «Я больше всего доволен Wish You Were Here, — рассказывал Гилмор журналу Guitar World. Мне кажется, что он слушается с большим удовольствием, чем Dark Side of the Moon. Мне кажется, что на Wish You. мы достигли большего баланса между музыкальной и текстовой составляющими. Всё-таки на “Обратной стороне” есть небольшой перекос в сторону текста, в то время как мелодиями — связующей материей для любой лирики — кое-где пренебрегли. И мне кажется, что один из главных недостатков Роджера в том, что иногда он использует далеко не идеальное связующее в угоду текстам».

Роджера Уотерса долгое время огорчало отношение Дэвида к текстам песен в духе «кому-нужна-эта-ваша-лирика». Когда я брал у Роджера интервью к 20-летию «Обратной стороны» в 1993 году, он многозначительно сказал: «Если вы заглянете в интервью с моими бывшими коллегами, вы увидите что-то вроде этого: «На самом деле нас не очень волновало, о чем будут песни и весь альбом в целом». Его коробило от одной мысли, что кто-то слушает эту музыку исключительно «для обстановки». Он считал, что эта музыка всё-таки должна слушаться при определённом расположении духа и требует некоторой концентрации. «Но через годы я понял, что альбом действительно очень легко слушается: ты просто приглушаешь свет, и. И он несет тебя в какую-то блаженную нью-эйдж-страну. И это меня всегда сбивало с толку, потому что я всё-таки вкладывал в эту музыку несколько большее».

Существует несметное множество кавер-версий всего альбома. Phish и Dream Theater — среди многих, кто полностью играл альбом вживую на своих концертах, а The Flaming Lips выпустили студийную кавер-версию. Также существуют версии альбома в стиле блюграсс, а капелла, в исполнении струнного квартета, не говоря уже о пресловутом регги-привете под названием Dub Side of the Moon.

Chicago Bulls (баскетбольная команда – прим. пер.) часто используют On the Run в качестве фоновой музыки для представления команды противников. Быть может, дело в том, что плёночные петли звучат круто, быть может, потому что это своеобразное напоминание противникам о том, что им придётся побегать.

До The Dark Side of the Moon группа собиралась записывать другой концептуальный альбом, Household Objects, но отказалась от идеи. (На самом деле работа над Household Objects началась уже после выхода Dark Side — прим. пер.) Музыканты собирались попробовать записать альбом с использованием предметов окружающего быта вместо традиционных музыкальных инструментов. В бокс-сете 2011 года всплыл артефакт того времени — инструментальная композиция The Hard Way. И даже несмотря на то, что получилось довольно занимательно, мы, возможно, должны быть рады тому, что группа всё-таки решила вернуться к гитарам и синтезаторам и избрать темы безумия и смерти для следующего после Meddle альбома.

Альбом выиграл лишь одну «Грэмми». (Альбом был номинирован, но не выиграл — прим. пер.) Она ушла к Алану Парсонсу за наилучшую звукорежиссуру (Best-engineered Recording, Non-Classical).

Участники группы клянутся, что ни разу не смотрели «Волшебника страны Оз», пока записывали альбом, и даже ни разу не думали о нём. Тем не менее, миллионы мечтателей всё так же запускают кино и пластинку синхронно. Хотите — попробуйте!

Пинк флойд треугольник с радугой

Концепция альбома зародилась на кухне у барабанщика

В начале 70-ых Pink Floyd готовили релизы один за другим — альбом «Atom Heart Mother» в 1970-ом, альбом «Meddle» в 71-ом (всего 6 песен, но одна из них — «Echoes» — длилась 23 минуты), окончательно укрепивший гитариста-вокалиста Дэвида Гилмора как одну из важных творческих сил, формирующих группу, альбом «Obscured by Clouds» в 72-ом (на основе саундтрека Pink Floyd к фильму «Долина»), фильм-концерт «Live at Pompeii», совместный проект с балетной труппой, а еще туры, туры, туры.

Участники Pink Floyd виделись едва ли не каждый день, будь то в студии или на концертах. Для работы над кардинально новым проектом им нужна была свежая творческая среда. Вот почему первые обсуждения грядущего шедевра проходили на кухне, дома у барабанщика Ника Мэйсона.

Вспоминает Мэйсон: «Нужна была связная тема, которая помогла бы Роджеру [Уотерсу, идеологу группы] развить свои первоначальные разработки. Пока мы разговаривали, тема стресса проходила как общая нить, хотя в то время никакой особой тревоги мы не испытывали; по сути, тогда шел один из наиболее стабильных периодов нашей жизни».

Музыканты дружили семьями, жили припеваючи, но тогда, на кухне, у них завязались разговоры об алчности, дедлайнах, джетлаге, аэрофобии, страхе смерти, умственном напряжении, граничащим с безумием.

Следующее рабочее место — сарай Уотерса

Для работы над первыми демо-записями будущего альбома, Роджер Уотерс запирался в сарае. Половину пространства его супруга использовала для своих керамических поделок, а Уотерс на своей половине установил три магнитофона «Revox» и кое-какие инструменты.

Вообще вклад Уотерса в «Dark Side Of The Moon» оказался наиболее фундаментальным. Впервые он написал все без исключения тексты к альбому, и они удались так, что Pink Floyd решили напечатать их на конверте альбома. Правда, сам Уотерс, в последствии, пренебрежительно называл эти тексты «материалом для младшего школьного возраста».

Черновики песен опробовали на публике

Ранюю версию альбома с рабочим названием «Eclipse» (либо «Dark Side Of The Moon, A Piece For Assorted Lunatics») записали за пару недель и тут же испытали в полевых условиях, в феврале 1972, на четырех аншлаговых концертах в северном Лондоне.

Таким образом, лайв-версии песен уже были проработаны, но фактическая запись альбома растянулась еще на год из-за обилия параллельных проектов.

Тем хуже. Уже в марте 72-го пираты издали запись одного из лондонских концертов с новым материалом в ужасном качестве. Многие были уверены, что это официальный релиз, благодаря чему подделка разошлась тиражом 100 тысяч копий, подпортив репутацию группы.

Революционный вклад звукооператора

Сессии в стенах студии Abbey Road растянулись на 8 месяцев кропотливой работы над каждым звуком. Вместе с музыкантами этим занимался звукооператор Алан Парсонс. Он набирался опыта, будучи помощником звукоинженера в записи альбомов Pink Floyd «Atom Heart Mother», The Beatles «Abbey Road» и «Let It Be», а теперь ставил звук самостоятельно.

Отменный слух, навыки игры на инструментах, революционные методы записи — кто знает, удался бы «Dark Side Of The Moon» без Парсонса. Не зря его наградили статуэткой «Грэмми» за инженерный вклад в альбом.

Алан получил массу удовольствия и опыта, работая с Pink Floyd, но когда группа предложила ему продюсировать и следующий релиз, отказался. В то время он прославился с хитовой пластинкой собственной банды Alan Parsons Project.

«Speak To Me»: барабан вместо сердца

Изначально группа задумала открыть альбом звуками настоящего сердцебиения, из больничных записей реальных пульсов, но все они звучали чересчур напряженно. Тогда решили, что стук сердца в треке «Speak To Me» воплотит Ник Мэйсон, используя басовый барабан с мягкой прокладкой.

Мэйсон: «Средний темп сердцебиения в 72 удара в минуту оказался слишком быстрым, и мы уменьшили его до такого уровня, который не вызвал бы тревоги у кардиологов».

«Breathe» и «Time» как одно целое

Композиции «Breathe» и «Time» связаны между собой мелодически. «Time» заканчивается репризой к «Breathe».

Идея песни «Breathe» — показать, что реальность будет навязывать рутинный образ жизни, но нужно не бояться превзойти обыденность, идти за тем, что вдохновляет на самом деле. «Time» напоминает о том, что время ускользает, но люди осознают это слишком поздно.

К слову, слайд-гитару, звучащую в «Breathe», Гилмор купил в ломбарде в Сиэттле в 68-ом.

«On The Run»: аэрофобское техно

В «On The Run» пять синтезаторных нот повторяются на большой скорости (многие считают этот трек одним из первых прообразов будущей техно-музыки), обрабатываются, накрываются истеричным смехом, голосом диспетчера в аэропорту, всевозможным скрежетом, имитирующим самолетные турбины, и, наконец, взрывом.

Гипнотичная связка между «Breathe» и «Time» носит смысловую нагрузку, которую привнес клавишник Рик Райт. Это воплощение страха путешествий, полетов и, следовательно, смерти. На концертах под этот трек Pink Floyd запускали над зрителями муляж самолета, который парил, а потом взрывался.

Звукотека

В распоряжении Pink Floyd находилась обширнейшая фонотека звуковых эффектов студии Abbey Road. Порой там можно было найти безумные образцы.

Мэйсон: «Пожалуй, самым любимым был эффект «Битком набитый шкаф»: звук того, как кто-то открывает буфет и оттуда вываливаются всевозможные принадлежности. Еще всем нам очень нравился «Ганга Дин», в котором раздраженного трубача атакует постоянно увеличивающийся в мощи арсенал оружия, явно намеренный стереть жалкого музыканта с лица земли. После каждого ружейного выстрела, автоматной очереди или воздушной бомбардировки трубач упорно продолжает играть, все более слабо, однако с не меньшим упорством».

Однако ключевые семплы для «Dark Side Of The Moon» группа создала самостоятельно. Например, многочисленный бой часов для «Time» записал Алан Парсонс в антикварной лавке. Звон монет и разрывание бумаги для «Money» Ник Мэйсон и Роджер Уотерс записали в своих домашних студиях. Из фонотеки взяли только звук кассовых аппаратов.

В 70-ые монтировать все эти семплы приходилось вручную: отмерять линейкой куски пленки необходимой длины, разрезать, склеивать петли.

Вокальное соло для «Great Gig» записали с первого дубля

Инструменталка «The Great Gig In The Sky» полностью принадлежала клавишнику Pink Floyd Рику Райту. По его задумке, это композиция о затухании, умирании, умении уйти из жизни красиво. В рабочих версиях альбома эта часть прописана как «Религиозная секция» или «Секция смертности».

Коллегам Райта по группе нравились фортепианные аккорды, но они не представляли, как развить идею. Тогда Алан Парсонс привел в студию знакомую вокалистку Клер Торри. Музыканты, увидев вместо негритянской соул-дивы белокожую домохозяйку, скривились, но стоило им услышать голос Клер, как все сомнения отпали. Это вокальный экстаз в чистом виде. Для перестраховки, с Торри записали еще несколько дублей, но первый оказался самым ярким.

Вокалистке заплатили двойной гонорар, так как запись проходила в воскресенье. В тот момент, Клер Торри была счастлива. Никто не мог предусмотреть, что ее вклад войдет в историю. В двухтысячные Торри отсудила у Pink Floyd приличную сумму и стала официальным соавтором композиции.

«Us And Them»: красивая, но слишком грустная

Эта композиция началась с фортепианной темы Рика Райта к фильму Микеланджело Антониони «Zabriskie Point». В ленту вошло много других наработок Pink Floyd, но эту режиссер забраковал, назвав ее «красивой, но слишком грустной. заставляющей меня думать о церкви». Рабочее название — «жестокий эпизод», так как эта музыка должна была сопровождать жестокую сцену фильма.

Лейбл тоже боялся включать эту песню в альбом, так как считал ее чересчур депрессивной. Где они увидели упадок в столь духоподъемной вещи — загадка.

Не просто альбом, а целая рок-опера

«Any Colour You Like», «Brain Damage» и «Eclipse» гармонически продолжают «Us And Them». В то же время, «Any Colour You Like» содержит отсылки к «Breathe» и в черновиках была прописана как вторая реприза к «Breathe». В «Eclipse» повторяются некоторые строки из той же «Breathe». В «Speak To Me» слышны семплы из «Money» и женский крик из «The Great Gig In The Sky».

В общем, «Dark Side Of The Moon» — это не просто последовательность композиций, а целостная, хитросплетенная рок-опера.

«Brain Damage»: привет, Сид

В альбоме разбросано много отсылок к судьбе Сида Барретта, культового экс-фронтмена Pink Floyd, который обезумел и был изгнан из группы. «Brain Damage» целиком посвящена ему.

Строчки «and if the band you’re in starts playing different tunes» описывают конкретные случаи на концертах Pink Floyd, когда Сид играл не ту песню, которую играли остальные.

«Eclipse»: все выше и выше и в космос

Окончание такого альбома должно быть эпичным. Пробные концерты в Лондоне, упомянутые выше, помогли группе сформировать размашистый финал «Eclipse».

Дэвид Гилмор: «Помню, мы тяжело работали над этой вещью, выстраивали, добавляли гармонии, которые присоединяются к общей канве в процессе песни. Там ведь нет припева, нет куплетов, только прямолинейное развитие, так что после каждого квадрата нужно было что-то изменять, привносить».

Пол Маккартни мог появиться в альбоме

Когда работа над пластинкой подходила к концу, Роджер Уотерс написал на пачке карточек список вопросов о безумии, насилии, морали, разложил их лицом вниз в студии и стал приглашать туда всех, кого только мог найти на территории Abbey Road — звукооператоров, грузчиков, менеджеров, друзей, других музыкантов, которые там записывались. Гости садились на табурет, выбирали карточку, читали вопрос про себя и наговаривали ответ в микрофон.

У микрофона оказались даже Пол и Линда Маккартни, но их ответы были скованными и скучными, поэтому не вошли в альбом. Зато гитарист Пола Генри Маккалоу в финальную версию попал — со словами «не знаю, я вообще тогда был пьян».

В альбоме звучит смех отца Наоми Уоттс

Еще один герой этого эксперимента — гастрольный менеджер Pink Floyd Питер Уоттс. Его сумасшедший смех слышен в «Speak To Me». Он умер от пере дозировки героином в 1976-ом в возрасте 30 лет.

И это, кстати, отец известной голливудской актрисы Наоми Уоттс ( «Разрисованная вуаль », «Кинг конг », «Малхолланд драйв », «21 грамм », «Звонок » ).

Название альбома подсказал уборщик

Эксцентричный ирландец Джерри О’Доннелл работал на Abbey Road портье и уборщиком. Мэйсон: «Он стал звездой, выдал целый поток шуток и кусков немудрящей философии, приправленный самой чуточкой меланхолии».

Это он в самом конце «Eclipse» говорит «у Луны нет никакой темной стороны, на самом деле, она вся темная». Именно эти слова помогли Pink Floyd окончательно определиться с названием альбома.

В конце пластинки слышна песня The Beatles

Если надеть наушники, убрать низкие частоты и прислушаться к правому каналу в финале альбома, можно, кроме барабанного сердцебиения, услышать что-то похожее на песню The Beatles «Ticket to Ride».

Очевидно, она звучала в студии, пока опрашивали О’Доннелла, но официально группа никогда не комментировала эту историю.

Первые серьезные разногласия в группе

Микшировать альбом взялся Крис Томас, работавший над «битловским» «White Album», и ему потребовались железные нервы, чтобы выдержать амбиции Pink Floyd. Музыканты то и дело спорили по поводу сведения вокала, звуковых эффектов, гитар, ритм-секции.

Гилмор и Райт делали акцент на музыкальных решениях и грязном, сыром звучании. Уотерс и Мэйсон настаивали на экспериментах с балансом, неожиданных звуках. Гилмор хотел больше эха, Уотерс, вдохновленный первым альбомом Леннона и Plastic Ono Band, хотел максимально сухой саунд.

В какой-то момент музыканты решились на компромисс — доверить все Томасу, оставить его за работой одного. Но на следующий же день Уотерс тайком пробрался в студию. Узнав об этом, через день Гилмор поступил так же. Так Томас и работал, с двумя спорящими фронтменами за спиной.

С тех пор творческие разногласия внутри Pink Floyd не угасали до самого распада группы.

Обложка: уроки физики

Оформлением альбома занимался талантливый Сторм Торгерсон. На обложке — опыт Ньютона, разложение света в спектр вследствие дисперсии при прохождении через призму.

Торгерсон: «Это мое видение сумасшедших текстов альбома. А еще я хотел заострить внимание на свете, намекнуть на световые шоу, которые делают Pink Floyd. Ну и треугольник, символ мысли, амбиций, что, как мне кажется, является важной темой текстов Роджера».

Была и альтернативная версия обложки, с фото-изображением Серебряного Серфера, персонажа комиксов Marvel, но группа выбрала треугольник.

Презентация альбома была провальной

Чтобы представить альбом журналистам, лейбл EMI устроил вечеринку с пресс-конференцией и публичным прослушиванием. Локация: Лондонский Планетарий (хотя в те годы Pink Floyd всячески пытались откреститься от образа спейс-рок группы).

EMI решили сэкономить, и вместо квадрафонического микса, предоставленного Парсонсом, использовали обычную стерео-версию. К тому же форма зала (бетонное яйцо) не располагала к качественному звуку. Поэтому группа решила проигнорировать презентацию. Явился только Райт, а вместо остальных участников в зале поставили картонные силуэты в полный рост, для фотосессии.

Музыканты не прогадали. Звук действительно был ужасным, а пресса утратила интерес к музыке на первых же песнях.

Один из первых альбомов класса hi-fi

В начале 70-ых стереоаппаратура класса hi-fi только-только входила в широкий обиход. Pink Floyd не скупились на передовом звучании, поэтому «Dark Side Of The Moon» стала одной из авторитетных тестовых пластинок, по которым люди могли оценивать качество своих аудиосистем.

Деньги от продаж пошли на съемки комедии «Монти Пайтон»

Pink Floyd были ярыми фанами комик-группы «Монти Пайтон», поэтому часть прибыли от «Dark Side Of The Moon» вложили в новый фильм «Монти Пайтон и Священный Грааль».

Темная сторона радуги

Фанаты Pink Floyd заметили, что если смотреть фильм «Волшебник из Страны Оз» 1939 года и одновременно с третьим рыком льва в заставке включить альбом «Dark Side Of The Moon», то драматургия альбома будет феноменально совпадать с сюжетом фильма.

В частности, Дороти удерживает равновесие на заборе под строчки «balanced on the biggest wave» («Breathe»), бежит под строчки «no one told you when to run» («Time»). Или, например, эпичная сцена, в которой торнадо уносит домик под «The Great Gig In The Sky».

Гилмор и Мэйсон, конечно, опровергают связь альбома с фильмом, а вот Роджер Уотерс называет находку «занимательной».

Посмотреть фан-проект «Темная сторона Радуги» можно на YouTube.

«Dark Side» в цифрах

Гилмор и менеджер Pink Floyd заключили пари — гитарист считал, что альбом не доберется до топ-10 американского чарта Billboard. Однако «Dark Side» не только возглавил список самых продаваемых альбомов, но также, на разных позициях, продержался в топ-100 еще 736 недель (по другим данным — 741 неделю ), то есть около 14 лет. Феноменальный показатель, зарегистрированный в Книге Рекордов Гиннесса.

В Британии альбом добрался только до второй строчки рейтинга продаж. Тем не менее, это главный бестселлер в карьере Pink Floyd и один из самых продаваемых альбомов в истории музыки. Он до сих пор расходится тиражом 250 тысяч копий ежегодно.

Рецепт успеха «Dark Side Of The Moon»

Ник Мэйсон в своих мемуарах попытался перечислить все факторы, из-за которых пластинка стала столь успешной и культовой:

1. По-настоящему сильные, яркие песни.

2. Общая идея, которая эти песни связала — различные формы давления современной жизни на человека — нашла универсальный отклик и по-прежнему продолжает захватывать воображение.

3. Тексты очень глубоки, несут в себе резонанс, на который люди с легкостью откликаются. Кроме того, они достаточно просты и ясны, чтобы их понял слушатель, недостаточно хорошо владеющий английским языком.

4. Музыкальное качество, в первую очередь обеспеченное гитарой и голосом Дэвида, а также клавишными Рика, установило фундаментальный саунд Pink Floyd.

5. Бэк-вокалистки и саксофон придали пластинке лоск.

6. Современное звучание, заслуга Алана Парсонса и Криса Томаса.

7. Обложка альбома, простая и запоминающаяся, производящая немедленный эффект.

8. Лейблы, занимавшиеся альбомом, приложили все до единой могучие мышцы маркетинга, которые были в их распоряжении.

9. Как заметили музыкальные критики, «Dark Side» оказался альбомом, под который классно заниматься сексом.

Обратная сторона Луны. Pink Floyd. 1973

Александр Булынко
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
Альбом Pink Floyd «Dark Side Of the Moon» (1973)

«Dark Side Of the Moon» («Обратная или темная сторона Луны») – восьмой альбом группы Pink Floyd, официальный выпуск которого состоялся 10 марта 1973 года в США и 23 марта 1973 года в Великобритании.

Это один из известнейших концептуальных альбомов прогрессивного рока и самый успешный альбом группы. Общее число проданных экземпляров приближается к 50 миллионам, что позволяет считать его самым продаваемым альбом за всю историю группы. Только в Великобритании было продано более 4 миллионов копий и по британским меркам «Dark Side» входит в британскую десятку самых продаваемых альбомов в стране, занимая общее восьмое место.
Неимоверную популярность альбом получил США, оставаясь в списке «Top 200» 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы, неоднократно попадая на первое место.

Музыкальный материал для альбома был записан на студии Abbey Road в Лондоне в период с июня 1972 года по январь 1973 года, хотя можно сказать, что работа над некоторыми фрагментами композиций велась фактически со времени выхода «A Saucerful Of Secrets».

В начале 70-ых Pink Floyd готовили релизы один за другим – альбом «Atom Heart Mother» в 1970-ом, альбом «Meddle» в 71-ом (всего 6 композиций, но одна из них – «Echoes» – длилась 23 минуты), окончательно укрепивший гитариста-вокалиста Дэвида Гилмора как одну из важных творческих сил, формирующих группу, альбом «Obscured by Clouds» в 72-ом (на основе саундтрека Pink Floyd к фильму «Долина»), фильм-концерт «Live at Pompeii», совместный проект с балетной труппой, а еще туры, туры, туры.
После выхода альбома «Meddle» в декабре 1971 года группа собралась перед намеченным туром по Великобритании, Японии и Соединённым Штатам. В ходе репетиций в Лондоне наметились контуры нового альбома. Участники Pink Floyd виделись едва ли не каждый день, будь то в студии или на концертах. Для работы над кардинально новым проектом им нужна была свежая творческая среда. Вот почему первые обсуждения грядущего шедевра проходили в домашней обстановке, на кухне у барабанщика Ника Мэйсона.

На одной из таких встреч Роджер Уотерс предложил идею – новый альбом будет связан с теми явлениями, которые «сводят людей с ума», делая акцент на давлении, которое испытывала группа в первые годы существования, а также на проблемах с психикой бывшего члена Сида Барретта.

Мэйсон вспоминает: «Нужна была связанная тема, которая помогла бы Роджеру (Уотерсу, идеологу группы) развить свои первоначальные разработки. Пока мы разговаривали, тема стресса проходила как общая нить, хотя в то время никакой особой тревоги мы не испытывали; по сути, тогда шел один из наиболее стабильных периодов нашей жизни».

Музыканты дружили семьями, жили припеваючи, но тогда, на кухне, у них завязались разговоры об алчности, аэрофобии, страхе смерти, умственном напряжении, граничащим с безумием.

Еще одним рабочим местом в этот период стал сарай в саду Уотерса. Для работы над первыми демо-записями будущего альбома, Роджер Уотерс запирался в сарае. Половину пространства его супруга использовала для своих керамических поделок, а Уотерс на своей половине установил три магнитофона «Revox» и кое-какие инструменты.

Вообще вклад Уотерса в «Dark Side Of The Moon» оказался наиболее фундаментальным. Впервые он написал все без исключения тексты к альбому, и они удались так, что Pink Floyd решили напечатать их на конверте альбома. Правда, сам Уотерс, в последствии, пренебрежительно называл эти тексты «материалом для младшего школьного возраста».

В тот период, когда только рождался замысел концепции нового альбома, Роджер Уотерс в интервью Майклу Уэйлу объяснял: «…мы можем сделать цельную вещь о том давлении, которое, как мы почувствовали на собственной шкуре, доводит человека до предела; о прессинге, заставляющем зарабатывать кучу денег; о понятии времени, которое бежит слишком быстро; о структурах власти – таких, как церковь или государство; о насилии; об агрессивности».

Эта идея стала мощным катализатором творчества группы, её участники составили совместно список тем для композиций альбома: «On the Run» («Бегство») описывает стресс от современных средств передвижения, в частности, страх перед авиаполётами, по мнению А. Маббетта и Н. Шэфнера, в «On the Run» передана квинтэссенция состояния паранойи; в «Time» («Время») отражены опасения приближения старости и того факта, что жизнь проходит мимо; «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу на небесах»), первоначально называвшаяся «Mortality Sequence» («Смертная череда») и «Religious Theme» («Духовная тема»), построенная на вокализе в исполнении Клэр Торри, повествует о смерти; начинающаяся со звуков открываемого кассового аппарата и звона монет «Money» («Деньги») высмеивает человеческую жадность (по иронии судьбы, песня была издана в США в формате сингла, занявшего 13-е место в хит-параде и ставшего сравнительно успешным); «Us and Them» («Мы и они») с помощью простых дихотомических делений повествует об изоляции и депрессии; «Brain Damage» описывает психическое расстройство на почве огромной популярности и успешности; «Eclipse» говорит о более общих вещах, завершая альбом не на столь мрачной ноте.

Все члены группы принимали участие как в написании материала, так и в записи альбома. В альбоме был использован ранее записанный, но неизданный материал: текст «Breathe» берёт начало от одноимённой песни Уотерса для документального фильма «The Body», а основной мотив «Us and Them» составила мелодия Райта, записанный для фильма Микеланджело Антониони «Zabriskie Point».
В ходе репетиций альбом решили назвать «Dark Side of the Moon», однако затем обнаружили, что альбом с таким же названием выпустила группа «Medicine Head», в связи с чем решили поменять название на «Eclipse». Однако позднее группа всё же вернулась к первоначальному варианту. 1 июня 1972 года была записана первая композиция – «Us and Them», а шесть дней спустя вторая – «Money».

При записи и микшировании песен пластинки были использованы самые новейшие на тот момент достижения звукозаписывающей техники, включая мультитрекинг, аналоговый синтезатор, а также различные эффекты с магнитными записями.
Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road» и вкладу инженера звукозаписи Алана Парсонса, альбом установил новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука. Он сразу микшировался и в квадрофонической версии. До сих пор «The Dark Side of the Moon» является одним из самых известных образцов 4-х канального сведения. В 2003 году, к 30-летию выхода альбома, было выпущено переиздание на SACD, содержащее новый мастеринг стереофонической версии и современный микс, сделанный по мотивам оригинальной квадрофонической версии.
И не удивительно, что позднее альбом получил премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».

Сессии в стенах студии Abbey Road растянулись на долгие восемь месяцев кропотливой работы над каждым звуком. Вместе с музыкантами этим трудоемким процессом занимался звукооператор Алан Парсонс. У него был определенный опыт, полученный во время работы помощником звукоинженера в записи альбомов Pink Floyd «Atom Heart Mother», The Beatles «Abbey Road» и «Let It Be». Теперь он ставил звук самостоятельно.
Отменный слух, навыки игры на инструментах, революционные методы записи – кто знает, удался бы «Dark Side Of The Moon» без Парсонса? Не зря его наградили статуэткой «Грэмми» за инженерный вклад в альбом.
Алан получил массу удовольствия и множество навыков, работая с Pink Floyd. Но когда группа предложила ему продюсировать и последующий релиз, Парсонс отказался. В то время он прославился с хитовой пластинкой собственной банды «Alan Parsons Project».

Но это было чуть позднее. А тогда, в 1972, на новом 16-дорожечном звукозаписывающем оборудовании в студии Abbey Road рождался беспрецедентный в рок музыкальный материал, которому вскоре предстояло войти в сокровищницу звукозаписи всех времён.

Микшировать альбом взялся Крис Томас, работавший над битловским Белым Альбомом, и ему потребовались железные нервы, чтобы выдержать амбиции Pink Floyd. Музыканты то и дело спорили по поводу сведения вокала, звуковых эффектов, гитар, ритм-секции.
Гилмор и Райт делали акцент на музыкальных решениях и «грязном», сыром звучании. Уотерс и Мэйсон настаивали на экспериментах с балансом, неожиданных звуках. Гилмор хотел больше эха. Уотерс, вдохновленный первым альбомом Леннона и «Plastic Ono Band», желал иметь максимально «сухой» саунд.
В какой-то момент музыканты решились на компромисс – доверить все Томасу и оставить его за работой у микшера одного. Но на следующий же день Уотерс тайком пробрался в студию. Узнав об этом, через день Гилмор поступил так же. Так Томас и работал, с двумя спорящими фронтменами за своей спиной.
С тех пор творческие разногласия внутри Pink Floyd не угасали до самого распада группы.

По ходу работы черновые записи песен опробовали на публике. Ранюю версию альбома с рабочим названием «Eclipse» (или «Dark Side Of The Moon, A Piece For Assorted Lunatics») записали за пару недель и тут же испытали в полевых условиях, в феврале 1972, на четырех аншлаговых концертах в северном Лондоне.
Таким образом, лайв-версии песен уже были проработаны, но фактическая запись альбома растянулась еще на год из-за обилия параллельно разрабатываемых проектов.
И такой график оказал плохую услугу музыкантам. В марте 72-го пираты издали запись одного из лондонских концертов с новым материалом с ужасающим качеством звучания. Многие поклонники ПФ были уверены, что это их официальный релиз, благодаря чему подделка разошлась тиражом 100 тысяч копий, значительно подпортив репутацию группы.

Тем не менее работа над альбомом близилась к завершению. Дошло дело и до выбота обложки. Ее оформлением как всегда занимался Сторм Торгерсон.
На обложке наглядно представлен оптический опыт Ньютона – разложение света в спектр вследствие дисперсии при прохождении через призму. Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра, что позволяет, соединив концы развёрнутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна.
Торгерсон вспоминал: «Это мое видение сумасшедших текстов альбома. А еще я хотел заострить внимание на свете, намекнуть на световые шоу, которые делают Pink Floyd. Ну и треугольник, символ мысли, амбиций, что, как мне кажется, является важной темой текстов Роджера».
В 2011 году обложка альбома заняла первое место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания «Music Radar».
Была и альтернативная версия обложки, с фото-изображением Серебряного Серфера, персонажа комиксов «Marvel», но группа выбрала треугольник.

Перед самым выпуском альбома руководство корпорации EMI решило устроил вечеринку с пресс-конференцией для журналистов и публичным прослушиванием альбома. Место для представления альбома выбрали не самое удачное – Лондонский Планетарий. Мало того, что Pink Floyd всячески пытались откреститься от образа спейс-рок группы, но EMI решила сэкономить, и вместо квадрафонического микса, предоставленного Парсонсом, использовала обычную стерео-версию. К тому же форма зала (бетонное яйцо) не располагала к качественному звуку. Поэтому группа решила проигнорировать эту презентацию. Явился только Райт, а вместо остальных участников в зале поставили картонные силуэты в полный рост, для фотосессии.
Музыканты не прогадали. Звук действительно был ужасным, а пресса утратила интерес к музыке на первых же песнях.

Но всё в один день изменилось, когда оригинальный альбом появился на прилавках. Он бил все рекорды распродаж по обе стороны Атлантики. Первый тираж альбома был выпущен под названием «The Dark Side of the Moon», однако в дальнейшем определённый артикль был опущен.

Перед самым его появлением Гилмор и менеджер Pink Floyd заключили пари – гитарист считал, что альбом не доберется до топ-10 американского чарта Billboard. Однако «Dark Side» не только возглавил список самых продаваемых альбомов, но также, на разных позициях, продержался в топ-100 еще 736 недель (по другим данным – 741 неделю), то есть около 14 лет. Феноменальный показатель, зарегистрированный в Книге Рекордов Гиннесса.
В Британии альбом добрался только до второй строчки рейтинга продаж. Тем не менее, это главный бестселлер в карьере Pink Floyd и один из самых продаваемых альбомов в истории музыки. Он до сих пор расходится тиражом 250 тысяч копий ежегодно.

Николас Шэффнер, автор книги «Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd», в интервью 1988 года задал вопрос Ричарду Райту, Дэвиду Гилмору и Нику Мейсону – «Почему этот альбом до сих пор так хорошо продаётся и не покидает чартов?»

Участники группы ответили примерно так.
Ричард Райт: «…после того как мы все сделали и прослушали альбом в первый раз в студии, я подумал: «Великолепный альбом. Успех обеспечен». Почему он все еще продается, я не знаю. Тогда это волновало. Казалось, что все ждали этот альбом, ждали, что явится НЕКТО и сделает его».

Дэвид Гилмор: «…она (пластинка) затронула нужную струнку, поэтому и сейчас не кажется устаревшей. Когда я ее слушаю, я нахожу, что звучит она отлично. Но если честно, я не могу сказать, почему на ее долю выпал такой длинный век по сравнению с другими великими пластинками, вышедшими в то же время.
Мы всегда знали, что она разойдется большим тиражом, чем что-либо записанное нами до того, потому что она более цельная и насыщенная. И обложка у нее лучше. Все детали концептуально связаны между собой».

Ник Мейсон:
«Думаю, какой-то определенной причины нет. Скорее всего, здесь задействован целый комплекс моментов: и пластинка сама по себе, и все ее содержание. Плюс к тому — это нужный альбом, появившийся в нужное время и породивший, в свою очередь, еще один толчок и импульс. Ведь, находясь в чартах так долго, она заставляла людей задуматься: «О, это именно тот альбом, который там так долго держится!» Мы не страдали отсутствием понимания того, что это — один из лучших когда-либо записанных альбомов…»

Роджер Уотерс прокомментировал успех альбома следующим образом:
«Альбом очень хорошо сбалансирован и выстроен – с точки зрения динамики и музыки. Думаю, привлекает и гуманность его подхода».

«Dark Side» стал звёздным часом для группы. Этот альбом был не просто собранием песен на одном диске, а завершенным в концептуальном плане музыкально-худлжественным произведением группы. В нем было достигнуто превосходное равновесие между поэтическим талантом Уотерса и музыкальным гением Гилмора. После выхода этого альбома ни творчество Pink Floyd, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были. Можно смело сказать, что «революционные» творческие идеи, воплощенные при его создании оказали сильнейшее влияние на прогрессивный рок в целом. Он оказался настолько созвучным мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя 40 с лишним лет после его появления.

СПИСОК КОМПОЗИЦИЙ АЛЬБОМА «DARK SIDE OF THE MOON»
(с указанием перевода, времени звучания и гиперссылок публикаций)

Британский рок.
Цикл «Весь Пинк Флойд». Dark Side Of the Moon
=====================================


источники:

http://open.ua/music/article/Pink-Floyd-net-nikakoy-temnoy-storoni-Luni/

http://stihi.ru/2015/06/27/3494