Пешечный эндшпиль метод треугольника

Треугольник

Треугольник в шахматах — это один из способов передачи очереди хода сопернику в эндшпиле с целью поставить его в положение цугцванга.

Разбираем на примерах

Для понимания разберем диаграмму.

нажми на картинку, чтобы увеличить

Задача белых проста — передать очередь хода сопернику.

1. Kpd4 Kpc6 2. Kpc4 Kpd7 3. Kpd5 белые достигли цели, описав королем «треугольник» 1. … Kpe7 4. c6

1. Kpd4 не спасает и 1. … Kpe7 2. Kpe5 Kpd7 3. Kpd5 Kpe7 4. c6

К победе ведут и другие ходы 1. Kpe5 и 1. Kpd4.

Здесь к выигрышу ведет только 1. Kpf1! Kpg5 2. Kpe2 Kpf4 3. Kpf2 передали очередь хода черным, король вынужден отступить. 3. … Kpg5 4. Kpe3 с победой.

Если на Kpf1 сыграют 1. … e4 2. fe Kpe4 3. Kpg2 Kpf4 4. Kpp3 Kpg5 5. Kpg3 белый король идет за пешкой a6 и они побеждают.

Почему же тогда нельзя играть Kpe2 или Kpg2? На любой из этих ходов черные отвечают e4! и с легкостью отыгрывают пешки.

Задание

Выиграйте за белых. Нажмите на значок монитора/компьютера, потом делайте ход.

Скачать примеры в формате pgn.

Итог

Треугольник — это маневр короля, направленный на потерю и передачу очереди хода противнику.

Если понравился данный материал — оставь комментарий или просто оцени статью и не забудь подписаться к нам в vk)

Что такое треугольник в шахматах?

Автор: Дядя Валера

День добрый, дорогой друг!

Благополучно изучив квадрат, не забудем еще одно базовое понятие из области окончаний. А именно — треугольник в шахматах. Это технический прием, являющийся фундаментальным.

Его суть — маневр короля в форме треугольника, позволяющий кардинально изменить ситуацию на доске . Конкретнее — чуть ниже.

Правило треугольника чаще всего применимо в пешечном эндшпиле.

Для того, чтобы его лучше понять, — вначале разберемся с еще одним понятием — минированных полей.

Коль скоро вы оказались на этой странице, — сохраните себе в закладках наши Программы подготовки шахматистов — отличное подспорье для усиления игры. А также программы подготовки для игры в блиц и рапид.

Минированные поля в пешечном окончании

Смотрим на диаграмму. Ход белых.

Итак, белый король может подойти к пешке с угрозой взятия. То же самое «грозится»сделать его черный оппонент.

Позиция симметричная и может показаться простой, — кто первый нападет на пешку и побьет ее, тот и выиграет. Что называется: «Кто успел, тот и съел».

Однако все получается с точностью до наоборот.

Напрашивается 1.Кре6 . Однако это прямолинейное нападение – серьезная ошибка, типичная для начинающего игрока.

Поле е6 — «минированное». После 1.Кре6?? Крс5 – белый король вынужден отступить. После чего черный король забирает белую пешку и выигрывает партию.

Поэтому белые должны действовать иначе, хитрее.

Правильно 1.Кре7!

После 1.Кре7! Крс5 2.Кре6

Выигрывают уже белые. Ибо черный король первым ступил на «минированное» поле с5 и сейчас, при своем ходе, — должен отступить, отдавая свою пешку.

Если же ход черных, выигрывают уже они. 1…Крс4!

Белый король вынужден первым зайти на минированное поле, — поле е6.

После 2.Кре6 Крс5 – выигрывают черные.

Позиция с положением королей на е6 и с5 — типичный пример взаимного цугцванга.

Ситуации, когда право хода — не благо, а проблема. В данном случае очередь хода ведет к проигрышу . При ходе белых они проигрывают. При ходе черных — проигрывают черные.

Для того, чтобы выиграть, белый король при своем ходе использует траекторию движения, похожую на треугольник .

Метод треугольника

Это маневр короля с целью передать очередь хода противнику . После чего соперник оказывается в цугцванге и любой его ход ведет к проигрышу.

Рассмотрим на другом примере:

В позиции на диаграмме белые хотят победить. Для этого необходимо провесим в ферзи свою пешку. Чтобы это сделать, — король белых должен занять одно из ключевых полей: d7 или b7.

Полагаю, вы уже догадались, что прямолинейный путь «напролом» успеха не принесет:

На напрашивающееся 1.Крс5? следует 1…Крс7!,

а на 1.Крd61…Крd8.

Черный король препятствует проникновению белого оппонента на ключевые поля d7 или b7.

Что же делать? Использовать «военную хитрость» !

К победе белых ведет маневр короля по треугольнику d5-c4-d4 . Маневр, похожий на «пляску».

1.Крd4!

1. Крd8! 2.Крс4! Крс8 3.Крd5! Крd8 4.Крd6

Позиция аналогична той, что отражена на диаграмме чуть выше. Однако есть «две большие разницы».

В данном случае белые с помощью треугольника передали ход черным. И это меняет все!

4. Крс8 5.с7 Крb7 6.Крd7

и пешка проходить в ферзи.

А на 3…Крс7 выигрыш достигается путем 4.Крс5

И снова позиция та же, но ход черных. И они проигрывают. При ходе белых была бы ничья.

4. Крс8 5.Крb6 Крb8 6. Кр:а6 Крс7 7.Крb5

И белые выигрывают.

Обратите внимание: Черные проигрывают потому, что их король не может также, как и белый «сплясать» в форме треугольника – доска не резиновая и девятой горизонтали на ней нет )

Надеюсь, суть правила треугольника понятна. Остались вопросы — милости просим в комментарии.

И в заключение упражнение.

Упражнение

Белые начинают и выигрывают:

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Треугольник в шахматах

Треугольником в шахматах называется метод передачи очереди хода сопернику посредством маневрирования короля. Передвижением по соседним полям и образуя треугольник, шахматист пропускает ход дважды и создает для оппонента положение, в котором тот вынужден сделать ход, ухудшающий его позицию. Посмотрите видео выше, чтобы лучше понять суть вопроса.

Правило треугольника – это одно из базовых понятий в пешечном эндшпиле.

Разберем пару примеров.

На приведенной диаграмме – выигрыш белых, независимо от того, чей ход. Действительно, если ход черных, тогда:

1…Крe7 2.c6 b:c6+ 3.Кр:c6 Крd8 4.b7 Крe7

И белые проводят свою пешку в ферзи.

Если же ход белых, тогда для достижения выигрыша применяется треугольник:

1.Крd4 Крc6 2.Крc4 Крd7 3.Крd5

Ходами 1.Кр d 4 2.Кр c 4 3.Кр d 5 был создан треугольник « d 4- c 4- d 5». Позиция не изменилась, но белые передали очередь хода и тем самым выигрывают.

Треугольник можно было образовать и с помощью других полей: « e 5- d 4- d 5» или « e 4- d 4- d 5». Или изменив порядок ходов – « c 4- d 4- d 5». С применением этих треугольников, меняется положение королей, но не меняется суть позиции – у белых выиграно, они успешно передали ход сопернику и проводят пешку в ферзи:

1.Крe4 Крc6 2.Крd4 Крb5 3.Крd5

Крa5 4.Крd6 Крb5 5.c6 b:c6 6.b7 Крb6 7.b8Ф+

В следующем примере единственный для белых выигрывающий ход – это 1.Кр f 1

Если в предыдущем случае белые могли образовать целых четыре треугольника, то здесь у черных всегда есть ход … e 4, на который приходится реагировать.

1.Крf1 e4 2.f:e4 Кр:e4 3.Крg2 Крf4 4.Кр h 3 Кр g 5 5.Кр g 3

2…Кр:g4 3.Крe2 Крf4 4.Крd3 Крe5 5.Крe3

В зависимости от того какую пешку черные решат побить, белые играют 3.Кр g 2 или 3.Кр e 2, образуя треугольники « f 2- f 1- g 2» или « f 2- f 1- e 2».

В случае, если на 1.Кр f 1 черные отступают 1…Кр g 5, к выигрышу ведет не один ход. Возможный вариант:

1…Крg5 2.Крg2 Крf4 3.Крf2 Крg5 4.Крe3

Крg6 5.Крe4 Крf6 6.Крd5 Крg5 7.Кр:e5

Понятие треугольника тесно связано с понятием «оппозиции» и «полей соответствия».


источники:

http://chessmatenok.ru/treugolnik-v-shahmatah/

http://chess-boom.online/treugolnik-v-shahmatah/